Издатель:
Снегири / Легкие + Мелодия
Дата выхода:
Октябрь 2005
Количество треков:
15
Номер в каталоге:
MEL CD 60 00919
Юрий Мухин первым в СССС стал играть на электрогитаре, которую сам и сконструировал, первым использовал метод наложения, в то время уже широко применяемый на западе. На его композицию «Первые шаги» был снят первый в стране видео-клип в современном понимании этого слова.
Он успел поработать в самых разных музыкальных направлениях, записав огромное количество инструментальных композиций и аккомпанируя самым разным исполнителям от Бернеса и Кобзона до Джорджа Марьяновича и цыганских ансамблей. Долгое время он оставался в стране единственным электрогитаристом.
А началось все в 1946 году, когда четырнадцатилетний сын погибшего на фронте дирижера духового оркестра Юрий Мухин о карьере электрогитариста еще даже и не помышлял. Не зная нот, но обладая отменным слухом, он играл на привезенном из Германии аккордеоне русские народные песни и мечтал когда-нибудь стать музыкантом...
Через тернии к звездам
1946 год
- Ламповый приемник, настроенный на “Голос Америки”, случайно ловит композицию Леса Пола. Фантастическое звучание нескольких наложенных друг на друга электрогитар навсегда врезается в душу.
- Юрий Мухин приобретает акустическую семиструнную гитару за 7 рублей и вместе с друзьями разоряет несколько телефонных будок на предмет магнитов, которые крепятся у колодки и исполняют функцию звукоснимателя. Усилитель самодельной электрогитары помещен в патефонный ящик.
1947 год
- Единственный в СССР электрогитарист идет нарасхват. Однако возможности заработка ограничиваются кругом выступлений с ансамблями самой разной музыкальной направленности на студенческих вечерах в “Институте Стали и Сплавов”, МАИ и прочих высших учебных заведениях.
1950 год
- Юрия Мухина приглашают в ансамбль, выступающий на подмосковной танцплощадке неподалеку от платформы “Воронок” (на аккордеоне в этом ансамбле играет Константин Бахолдин). В Москве танцплощадки запрещены, и столичная молодежь по субботам и воскресениям устраивает на “Воронке” аншлаг.
1952 год
- Юрий Мухин заканчивает МИСИ по специальности инженер-гидротехник и уходит в оркестр Саульского, выступающий в Центральном доме работников искусств с концертной программой “Первые шаги”. В этой же программе принимает участие и Савелий Крамаров, которого Мухин обучает французскому языку по песням Ива Монтана.
1957 год
- В Москве на Пушкинской площади проходит музыкальный конкурс всемирного фестиваля молодежи и студентов. Оркестр Саульского, обогащенный голосом Майи Кристалинской, получает премию.
- На этом же фестивале Юрий Мухин встречается с американским ансамблем, у гитариста которого покупает электрогитару “Framus” вместе с усилителем за 1000 долларов. Этих денег, полученных за выступления на “танцплощадке у “Воронка”, хватило бы для приобретения новой “Волги”.
1959-1962
- Юрий Мухин записывает свою первую композицию “Первые шаги” с использованием наложения нескольких электрогитар и становится одним из главных музыкальных экспериментаторов страны.
- Мухин расстается с оркестром Саульского и аккомпанирует то Капиталине Лазаренко, то Гелене Великановой, то Марку Бернесу.
- “Первые шаги”, звучат в заставке популярнейшей воскресной радиопередачи “С добрым утром”, регулярно выходившей в эфир на протяжении 30 лет.
- На композицию “Первые шаги” снят первый в СССР видеоклип в современном понимании этого слова. Ранее клипы представляли собой съемку концертного номера, теперь же было сделано самостоятельное произведение, практически ни в чем не уступающее западным образцам. В кадре четыре Юрия Мухина играют каждый по одной из четырех наложенных друг на друга гитарных партий.
- Оркестр Людвиковского (бывший оркестр Саульского, сменивший вместе с руководителем и название) записывает пьесу “Блюз Юлина”, прозвучавшую в радиоэфире на всю страну. Юрий Мухин, приглашенный для исполнения сольной партии, становится одним из самых востребованных музыкантов.
- После полета Юрия Гагарина в Кремле проходит концерт-чествование первого космонавта. После концерта Хрущев предлагает Капиталине Лазаренко, Мухину и Выставкину (аккордеон) выступить для более узкого круга слушателей. В кремлевских подвалах проходит импровизированное выступление, на котором, кроме трех музыкантов, присутствуют сам Никита Сергеевич, главный редактор «Известий» Аджубей, его жена (она же дочь Хрущева) и Юрий Гагарин. Выступление заканчивается совместным исполнением Лазаренко, Мухиным и Гагариным песни “На пыльных дорогах далеких планет…”. Позже Мухин станет частым гостем в доме космонавта.
1962-1968
- Юрий Мухин начинает работать с Иосифом Кобзоном. На протяжении следующих шести лет об отдыхе приходится забыть. Работа идет на всесоюзном уровне и в бешенном темпе. Приходится совершать до 16 выездов в месяц, иногда по пол года не бывая дома.
- После успеха “Карнавальной ночи” Людмила Гурченко остается без ролей. Обладая хорошим голосом, она решает выступать с концертами. Естественно, без электрогитары Юрия Мухина не обходится.
- На одном из концертов Кобзона Юрия Мухина замечают исполнители цыганских романсов Рада и Николай Волшаниновы, которые немедленно приглашают его к себе.
- Юрий Мухин осваивает цыганскую манеру игры, базирующуюся на работе “по певцу”. Если певец делает паузу, гитара должна немедленно замолчать, а поскольку паузы певец делает под настроение, чувствовать музыку приходится, что называется, кожей.
- Мухин становится своим в среде цыганских исполнителей. Особенно нравится им, как звучит шестиструнная гитара. Через какое-то время Юрия Мухина начинают называть “Белым цыганом”.
- В рамках всесоюзного турне Иосиф Кобзон с артистами приезжает в Казахстан. В аэропорту их встречает рафик и “Волга”. Кобзон категорически настаивает на том, чтобы ехать вместе со всеми музыкантам, но его уговаривают пересесть в Волгу. Через несколько минут Рафик врезается в грузовик. Правое от водителя сидение, на котором должен был ехать Кобзон, принимает на себя основной удар. В отличии от других участников коллектива, которых с травмами разной степени тяжести доставляют в больницу, Юрий Мухин, выбивший собой лобовое стекло, отделывается легкими порезами рук.
Мухин срочно вылетает в Сочи, где покупает за 500 рублей электрогитару, взамен уничтоженной во время аварии “Framus”. Гастроли продолжаются.
1969-1972
- Постоянные разъезды мешают записи собственных композиций. Юрий Мухин прекращает работать с Кобзоном и начинает выступать со Львом Лещенко, которому аккомпанирует на протяжении трех лет.
- Желание уделять больше внимания собственной музыке спасает Мухину жизнь. Через некоторое время после того, как он покидает ансамбль Лещенко и Виктора Чистякова, весь состав, за исключением самого Льва Валерьяновича, вызванного на конкурс в Польшу, погибает в авиакатастрофе.
1972-1980
- Мухин работает с Розой Джелакаевой и Петром Деметром, исполняющими цыганские песни в экспортном варианте, и аккомпанирует Ляле Черной, которая была не только замечательной цыганской певицей, но и неплохой актрисой (сыгравшей, в частности, в фильме “Табор уходит в небо”) и одной из основателей театра “Ромэн”.
- В гостинице «Союз» проходит съемка клипа мегазвезды 70-х Джордже Марьяновича в которой принимает участие Юрий Мухин, сделавший для югослава оркестровку Бернесовских хитов.
1988 год
- Ситуация, когда цыгане приглашают русского учить игре на гитаре цыгана, возможно, не имеет аналогов. Юрий Мухин обучает Шандора (самого известного российского соул-исполнителя, трагически погибшего в автокатастрофе в 1998 году) основам джаза и соула.
1993 год
- В одном из музыкальных магазинов была замечена та самая гитара Framos, которую починили и освободили от потрескавшегося лака.
2005 год
- Фирма «Мелодия» и компания «Снегири» представляют сборник Юрия Мухина, состоящий как из его собственных композиций, так и из композиций, в которых он выступал как аккомпаниатор.
Юрий Мухин о своих композициях:
Карнавал
“Композиция была навеяна поездками по социалистическим странам: Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Германии. Там постоянно проходили разные карнавалы, встречи, музыкальные концерты. И по приезду в Моску я записал эту композицию на шести электрогитарах. Там даже можно услышать рефрен “Не слышны в саду даже шорохи””.
Карнавал в Софии
“Когда я записал “Карнавал”, он сразу всем очень понравился, и люди с радиостанции предложили мне сделать оркестровку с квинтетом, в котором был рояль, бас, барабан, альт-саксофон, я и вокальный квартет. Получилось совершенно иное звучание, но красиво”.
Офанона
“Это была поездка с К. Лазаренко в Гану и Гвинею. В каждой стране нам принесли по местной песне на языке той страны, которая нас принимала. Мы исполняли эти песни после нашего выступления и весь зал вставал. По приезде в Москву, мы стали эти песни записывать, но бывший руководитель Гостелерадио Лапин, сказал, что композиции на чужом языке не нужна. И я сделал перевод этих песен, который в общем-то не был переводом, а скорее моим собственным сочинением.”
Блюз “Спешу к тебе”
“Эта композиция навеяна творчеством знаменитого американского альт-саксафониста Пола Дезмонда. У него есть великолепная пьеса “Take Five”, пять четвертей. Послушав ее я загорелся и попытался сделать что то похожее. Но, чтобы не повторяться, я написал пьесу на 6 четвертей”.
Блюз для гитары
“Георгий Гаранян сделал аранжировку на канто американского композитора Юлина для оркестра Людвиковского которым дирижировал Терлецкий. Они пригласили меня, на то время ведущего электрогитариста и мы записали эту пьесу, которую вдруг пустили по радио”.
Шелковый платок
“Цыганское трио “Патрин”, пригласило меня для записи их миньона”.
Малярка
“Очень известная цыганская песня, тоже записанная для трио “Патрин”.
Снова слышу голос твой
“Записал все для того же миньона “Патрин”.
Прогулка
“Эту композицию я записал под впечатлением от великолепного гитариста Веса Монтгомери, которого я очень любил. Мне очень нравилось его умение играть октавами. Я попытался сделать что-то похожее на него и написал эту пьесу”.
Юмореска
“Это в память Лес Поллу. Я как раз экспериментировал с наложением. У меня конечно не получилось как у него, потому что у него была великолепная аппаратура а у меня только однодорожечник”.
Кони-звери
“После работы с цыганами мне захотелось сделать такой вариант этой композиции Блантера, приближенный к цыганской музыке. Я даже иногда исполнял “Кони-звери” когда выступал с цыганами, и они воспринимали это как свое родное”.
Лесное озеро
“Я отдыхал в Латвии, в курортном местечке Лесное Озеро. Там каким-то образом узнали, что я музыкант и попросили написать гимн для этого курорта. Я написал слова и музыку и принес им. Быстро пригласили с радио звукорежиссеров и я сам спел и сыграл эту композицию. Потом каждый день перед завтраком они включали эту песню. Так что все 30 дней что я там отдыхал, я каждое утро слушал себя”.
Солнечный день
“Композитор и руководитель ансамбля для Анны Герман Вадик Гамалия пригласил меня, как одного из лучших электрогитаристов на то время, для записи ее диска-миньона. Это была ночная запись на мелодии в Кирхе, там все было достаточно спонтанно. Анна просто набросала нам гармонии и мы на одном дыхании записали все четыре песни”.
Дай мне помечтать
“Весь миньон мы записали часа за три-четыре. Я помню Анне Герман очень понравился наш альт-саксафонист Кузьмин. Она вообще была удивлена что в СССР могут так играть”.
Клен ты мой опавший
“Ни четырехдорожечников, ни шестидорожечников тогда еще не было, а надо было записать наложение шести электрогитар. Я сначала набросал мелодию дома, а потом уже в студии стал записывать первую гитарную партию на однодорожечник. Затем то, что я отыграл перезаписали с одного магнитофона на другой, а я в это время накладывал вторую партию. И так пять раз. Поскольку сам я то что они прокручивали на пленке не слышал, то приходилось играть по памяти, держа в голове все то, что только что отыграл.”. Композиция «Клен ты мой опавший» уникальна. Она записана методом наложения задолго до того, как в СССР появились многоканальные магнитофоны. Юрий Мухин записал в студии первую партию на обычный монофонический СТМ, затем ее с одной пленки стали перезаписывать на другую, попутно накладывая вторую партию. Все партии (а их шесть) Мухин играл «в глухую».