Издатель:
Снегири
Дата выхода:
22 ноября 2013
Количество треков:
14
Номер в каталоге:
СНГ 058-2
iTunes
Google Play
Яндекс.Музыка
Deezer
Если предыдущая работа The Retuses была навеяна городами Восточной Пруссии и вдохновлена связанными с ними юношескими воспоминаниями и впечатлениями, то новая пластинка несет в себе другую концептуальную идею. Этот альбом носит название «Astra» и целиком связан с теми или иными персонажами, жившими в ту, или иную историческую эпоху.
Каждая песня здесь представляет собой монолог, отрывок из письма или эпитафию и посвящена конкретному человеку. Имена этих людей, а также конкретные факты и какие-либо детали Михаил Родионов намеренно не называет, предлагая каждому слушателю самостоятельно выстроить общую картину пластинки, которая может существенно отличаться от авторского замысла.
У «Astra» единый сюжет, а все входящие сюда песни взаимосвязаны между собой и названы именами созвездий. «Слово «Астра» по-русски – это «цветок», с латыни «Astra» – это «звезды», – рассказывает Михаил Родионов – «Per aspera ad astra» («Через тернии к звёздам»). А поскольку эта пластинка полна символизма, я решил, что нет наиболее подходящего и, вместе с тем, более древнего символа, чем звезды. Получилось такое говорящее название».
Практически все композиции были сведены Михаилом Родионовым у себя дома в Зеленограде. Он отверг все поступившие ему предложения о записи и сведении пластинки на профессиональных студиях и снова решил все сделать самостоятельно. «Со времен «Waltz Baltika!» у нас, конечно, многое что поменялось, – говорит он о записи альбома, – И технологически, и творчески. Сейчас практически все инструменты мы записали в нашей репетиционной студии, но, как и раньше, я сам все свожу дома. Просто я привык все делать самостоятельно, и мне это как-то легче. Я всегда был за домашнюю запись, и в этом плане у меня ничего не меняется… ».
«Astra» – целиком русскоязычная пластинка и все тексты для нее он написал сам, решив в какой-то момент, что сочинять на родном языке намного тяжелее, а отсюда и интереснее. Отныне ему куда важнее собственные тексты на русском языке. В этом смысле «Astra» – большой эксперимент, и в первую очередь для самого Родионова. «Я смотрел на это как на эксперимент, – рассказывает он, – что из этого может выйти, если я никогда не слушал толком русскую музыку».
После английских текстов и песен на лирику Серебряного века выпускать такую пластинку как «Astra» – самый сложный и, в какой-то мере, рискованный для него шаг. «Здесь нужно было и концепции придерживаться, и держать планку относительно и Юнны Мориц, и всех поэтов-классиков Серебряного века. После Есенина жутко, конечно, сложно, – признается Родионов, – Я очень волнуюсь на самом деле за лирику, потому что «Waltz Baltika!» был, в первую очередь, альбомом, построенном на мелодизме. А тут я совсем ушел в другое русло. То есть, в принципе, «Astra» – это антипод «Waltz Baltika!». Если «Waltz Baltika!» - это «фолк-фолк», то «Astra» - это… я даже не знаю что это… «фолк-панк»…». Это вообще иная музыка…».
Как и над предыдущим альбомом, Родионов работал над «Astra» на протяжении более чем двух лет, и на вопрос об кардинальных отличиях он отвечает, что звучащая на новом альбоме музыка уже не имеет каких-либо очевидных влияний. «Я не могу навскидку назвать какую-нибудь группу, которая звучала бы похоже» – говорит он – Возможно, я устал от красоты на предыдущем альбоме, но никаких стереотипов я не хотел разрушать, конечно. Просто экспериментировал и что-то получилось. Я сам еще не могу понять что это, но мне очень нравится то, что получилось».
Михаил Родионов об альбоме «Astra» и не только
О концепции альбома:
«Каждая песня - монолог/диалог/письмо/заметка/эпитафия и т.д. о каком-нибудь персонаже, интересном человеке, исторической личности, о ком угодно. Их имена я специально не хочу называть. Здесь минимум внимания к деталям, относящихся именно к персонажам, абстрактное описание, недосказанность, а также много символов, кочующих из песни в песню. Из-за этого у слушателя должна родиться в голове, возможно, абсолютно иная картина, чем у меня».
Об основной идее пластинки:
«Мне кажется, если попадется развитый умный слушатель, то этот альбом, возможно, будет интересен ему за счет внутренних связок между песнями, которые мной, возможно, даже не подразумеваются. В текстах «Astra» все абстрактно, по минимуму деталей, по минимуму всего. И за счет этого, получается такой «символизм-символизм». Миллион символов, которые кочуют туда-сюда, из песни в песню».
О лирике на русском языке:
«Английский, французский - замечательно, но мне надоело. Что-то делать на русском - намного тяжелее, а отсюда и интереснее. Нужен сумасшедший контроль за всем, здесь все намного тоньше устроено. Вообще, это большой эксперимент, в первую очередь над самим собой. Я смотрел на это именно так: что из этого может выйти, если я никогда толком не слушал русскую музыку».
О своих текстах:
«Мой папа послушал этот альбом и спросил меня: «Чьи это стихи?». Я сказал, что это Гумилев».
О Есенине:
«Блог «есенинских» песен для The Retuses ни в коем случае не являлся связующим звеном между «Waltz Baltika!» и «Astra». Есенин – это был не то, чтобы эксперимент, просто я сидел дома, мне нечего было делать, я открыл книжку и просто решил что-то написать на его стихи».
Почему на альбоме отсутствуют песни на стихи Серебряного века:
«Конечно, можно было бы выпустить что-то на стихи классиков, и крутить эту шарманку снова и снова, но нет. Мне не очень хотелось бы повторяться, да и лучше отойти от этого в сторону, рано или поздно, но это пришлось бы сделать. После песен на лирику Серебряного века выпускать такой альбом как «Astra», пожалуй, мой самый сложный и, в какой-то, мере рискованный шаг».
Об отличиях альбома и концертов:
«Самое верное, когда альбом не похож на «лайв», а «лайв» не похож на альбом. Ну, по крайней мере, мне так кажется. В основном же артист старается сыграть точь-в-точь как на записи.… Но у меня другая схема. Мне хочется подарить слушателю сразу двойную порцию: чтобы и диск послушать с одними аранжировками, и «лайв» с другими».
О новой музыке:
«За новыми музыкантами я не слежу. И мне не особо интересно. Крутых музыкантов у нас полно, но то ли времени нет, то ли желания нет следить за кем-то и искать что-то новое. Это касается не только российских групп».
О преимуществах домашней записи:
«Я так и не могу найти общий язык со студиями почему-то. Мне предлагали и к Косинскому на студию, и к Хавтану.… Были предложения и от зарубежных студий, но я не любитель студийного «лайва». По крайней мере, из всех подобных эпизодов в моей жизни у меня ничего не выходило, потому что я не особо комфортно там себя чувствую. Ничего дельного из этого не выходит. В итоге я решил опять записываться сам, купил новый аппарат, ребята тоже подключились, много чего помогли сделать».
О стилистике:
«Музыка на «Astra» уже без каких-либо очевидных влияний. Потому что «Waltz Baltika!» это, как все успели подметить, был все-таки хоть чуть-чуть, но Beirut. А этот альбом - это «Out of Style». Я не могу навскидку назвать какую-нибудь группу, которая звучала бы похоже. Если «Waltz Baltika!» - это «фолк-фолк», то «Astra» это… я даже не знаю что это… «фолк-панк»… Очень странная вышла музыка».
О мелодике:
«В «Astra» не то, чтобы декларированное отсутствие ярких мелодий, тут они есть, но все-таки это отнюдь не поп-схемы. Не популярные.… Не четное число квадратов на какой-нибудь инструмент, на ту же трубу… Мне просто было интересно поэкспериментировать с этим, поскольку в этом есть какая-то неоконченность, незавершенность.… И это иногда очень круто звучит».
О звуке:
«В плане музыки тут все иначе, чем на предыдущих альбомах: больше экспериментов, больше панорамы, звук стал лучше, в конце концов. Это была сложная и интересная работа. «Astra» - пластинка для узкого круга слушателей. По сути, это альбом для таких же фриков как я».
Об ожиданиях:
«Ожидания слушателей давили, конечно. Но как-то получилось это обойти. Наверное, с каждым музыкантом такое случается, когда настает время нового материала. Самое главное - давление на альбоме никак не отразилось, да и не могло отразиться. Я не из тех людей, кто будет делать то, что уже полюбилось слушателю и вставлять, например, всюду Есенина под укулеле потому что этого ждут».