Издатель:
Снегири / Ш2
Дата выхода:
Ноябрь 2002
Количество треков:
12
Номер в каталоге:
Ш2-2
iTunes
Google Play
Яндекс.Музыка
Deezer
Треки:
Девочка
От винта
Спасибо за рыбу
Пых-пых-пых
Летчик
Там, далеко...
Любимая
Я и Я
Сядешь на поезд, поедешь в Одессу
Фарука
Птицы перелётные
Хорошо сидеть на свете посреди Земли
О волшебствах Алексея Паперного
Все, к чему имеет отношение Алексей Паперный – клубы, фестивали, спектакли и песни, – имеет ауру волшебности, простой и человечной. Он увлекающийся и деятельный человек, но при этом – большой ребенок, который играет, как в кубики, в свои многочисленные проекты. Паперный придумывает сказки и пишет к этим сказкам песни. Он создает спектакли и устраивает фестивали уличных музыкантов, привозит цыганские ансамбли и румынские оркестры, он создал летчика Джао Да и все поверили, что он действительно облетел на самолете весь свет.
О том, как Алексей Паперный курил во дворе, а потом учился импровизировать
Алексей Паперный родился в Москве, о чем говорит немного неловко. Ведь нынче музыкантам следует говорить, что они родились в где-нибудь в поселке Кормиловка Омской области. Тем не менее, Алексей родился в творческой московской семье. Опять же с легкой неловкостью он рассказывает о том, что не ходил по вокзалам, не играл на баяне в электричках и не просил денег, а напротив был нормальным, тихим и очень домашним ребенком. Правда, в 9 лет мама обнаружила его курящим сигареты с дворовыми пацанами и решила отдать в театральную школу своего приятеля Олега Кузнецова.
Конечно, не только тлетворное воздействие двора повлияло на это решение. Алексей в детстве был немного странным и загадочным, и окружающие улавливали в нем какое-то необычное сияние, несвойственное для детей его возраста. Олег Кузнецов – бывший артист Таганки и талантливый человек, набирал студию юных актеров. Он был открытым и свободомыслящим, и своих учеников учил внутреннему раскрепощению, учил импровизировать.
Несколько лет спустя, когда Паперный уже закончил школу, студию передали Олегу Табакову. Вообще, как считает музыкант, «17-18 лет – достаточно бессмысленный и бездарный во всех отношениях возраст. Человек в этом возрасте не должен ничему учиться, потому что ничего путного все равно не выйдет. Вот и из меня никакого волшебного света уже не сочилось». Табаков отчислил юного Алексея из студии, решив, что он не подходит для театра. Сейчас Паперный даже благодарен ему за это решение, ведь ничего не может быть ужаснее, чем быть привязанным к одному месту и из года в год играть одну и ту же роль. Он начал свои скитания по театральным площадкам и в итоге попал в студию к Марку Розовскому, где и родился «Твербуль».
О «Твербуле» и о том, как Алексей Паперный не уехал в Америку
«Твербуль» - прекрасный и трогательный спектакль о жизни Тверского бульвара. Это был спектакль-мюзикл, там практически не было слов, но были чувства и эмоции: сидит человек на скамейке, а мимо него идет жизнь. Он был создан без всяких драматургических законов, но при этом имел собственную логику и гармонию.
«Твербуль» не был принят театром Розовского; к тому моменту антагонизм между ним и молодой азартной командой, сделавшей «Твербуль», вырос настолько, что отщепенцам пришлось покинуть театр. Артисты стали колесить по миру и показывать свой спектакль где придется. Постепенно он приобрел оглушительную славу. Где его только не катали на протяжении 6 лет - в Америке, Германии, Франции, Финляндии; на какие театральные фестивали их только не приглашали! Труппа не рассчитывала на такой ажиотаж. Как теперь вспоминает Паперный, «все просто ошалели от такого успеха, от прессы, от шумихи; это был перебор, ведь это всего лишь маленький спектакль».
Когда артисты были в Америке, один продюсер предложил им контракт на год, что считается там высшей степенью признания, однако музыканты отказались – нужно было играть 7 дней в неделю. Алексей меланхолично заявляет: «Не знаю как все остальные, а я не очень люблю много работать, мне не нравится когда концерты или работа в театре становятся неизбежностью». Тем не менее, легко и играючи, он поставил еще несколько спектаклей, находил время для музыкальных выступлений и имел отношение к открытию нескольких клубов. Первой ласточкой стал культовый клуб начала 90-х «Белый таракан».
О «Белом таракане», загадочном летчике и о том, как Алексей Паперный приглашал седых растаманов, сербских анархистов и испанских антиглобалистов
«Белый таракан» Паперный создал вместе со своей мамой Ириной Борисовной. Это было совершенно уникальное место. Пара комнат в состоянии творческого беспорядка, маленькая сцена и богемная обстановка привлекали огромное множество самых разных людей. Возможно, сказался характерный временной период, когда люди не были избалованы многообразием клубной культуры. Творческий андеграунд собирался на кухнях, в квартирах, и «Белый таракан» вобрал в себя самое лучшее от домашних концертов и сборищ. За соседними столами могли сидеть новоявленные бизнесмены, бедные студенты, бандиты и арт-богема. Как вспоминает Алексей, тогда даже не было особых претензий к кухне. «Мы просто покупали в магазине обыкновенные сосиски, разогревали их в микроволновой печи, и все их с удовольствием ели, и бизнесмены, и художники. Просто время было такое, никто особо не заморачивался».
Когда эпоха «Белого таракана» закончилась, открылись "Максим Максимыч", "Бедные люди", "Кризис жанра". Кстати, группа «Паперный Т.А.М.» была образована специально к открытию «Кризиса», и музыканты играли на его сцене в течение месяца.
На сегодняшний момент главное детище Паперного, организованное в форме клуба – это «Китайский летчик Джао Да». Джао Да – загадочный персонаж, который не знает границ – ни географических, ни музыкальных. Его философия проста – главное, это свобода перемещения в пространстве. Поэтому на сцене «Летчика» можно увидеть самых необычных музыкантов со всех континентов, услышать и тувинское горловое пение, и ямайскую музыку, и французских панков-шансонье - все, чем живет и дышит музыкант и промоутер Алексей Паперный.
Алексей Паперный организует свое душевное пространство не только посредством спектаклей и клубов. Несмотря на то, что он классически витает в облаках, как и подобает живущему своим внутренним миром артисту, он – отличный, деятельный организатор, приложивший руку к самым интересным событиям, которые проходили в свое время в Москве – приезд Эмира Кустурицы, группы Skatalites, Ману Чао, «Фестиваль уличных музыкантов» в стенах «Китайского летчика», Международный Фестиваль уличной музыки на Болотной площади. Последний был организован под впечатлением от полунинского театрального карнавала в Эрмитаже (собственно, музыкальной частью карнавала занимался также Паперный). «Мы хотели создать слегка театрализованное народное гуляние и хотели, чтобы вокруг играла нетрадиционная, необычная музыка. У нас образовался круг совершенно безумных артистов – и на пилах играли, и сумасшедшие гитаристы, и латиноамериканцы…» Количество пришедших на фестиваль превзошло самые нескромные ожидания. Рассчитывали на 4-5 тысяч человек за три дня, а получилось около тридцати тысяч. Такой успех вполне закономерен, считает Паперный. «Мне кажется, сейчас начался процесс, и смею надеяться, не без нашего участия, когда людей заинтересовала культура… ну, не такая кастрированная, не только узконаправленная, радийная, форматная. Хорошо, что есть такие странные и разные музыканты, играющие самобытную, своеобразную музыку. И интерес к этому – огромный».
О том, что думает Алексей Паперный про уличных музыкантов и про то, как плавает рыба и летает птица
Уличная музыка для Паперного – это вовсе не стиль и не жанр. Это музыка, обработанная атмосферой определенного города, места, которое формирует эту культуру. Улица обтесывает музыкантов. Здесь нет продюсеров и контрактов, и напрямую от того, как хорошо играет музыкант, зависит состояние его кармана. Уличные музыканты сами определяют вкусы публики и не стесняются играть на потребу этих вкусов. Но парадокс уличной музыки заключается в том, что именно здесь появляется все самое свежее и новое, самое необычное и интересное. И нередко бывает, что рожденное на улице направление быстро становится золотой жилой.
Музыка самого Паперного и его группы «Паперный Т.А.М.» не поддается никаким классификациям. «Ну как можно определить стиль, в котором плавает рыба или летает птица?!» - недоумевает Алексей. Но, как мы выясняем, эти классификации вовсе не нужны. «Сейчас такое время, когда уже нет такой глупой идеи разделить всех музыкантов по разным клеткам, в этом смысле стало больше свободы». Правда, подумав, он все-таки находит определение тому, что делает на музыкальном поприще. Это называется просто и лаконично – песня. Паперный пишет песни - хорошие, красивые, трогательные. «Многие современные музыканты - они же не песни поют, они играют музыку, а такого понятия как «песня» сейчас практически нет. Хочется, чтобы после меня остались не аранжировки, а хорошие песни, которые люди могли бы петь».
Об «Удивительных приключениях» Алексея Паперного, матроса Козихина и охотника на комаров Савельича
Паперный за свою творческую биографию уже выпустил два альбома – «Скажилегко» и «Любимая». Они столь же красивы и трогательны, но по ощущениям самого музыканта «более раздерганные», поскольку это был поиск себя в музыке. «Были периоды, когда я метался, хотел современным быть, искал «формат». Но теперь я понимаю, что это была такая глупость! Главное – это быть с собой в ладу, тогда и другим понравится».
Нынешний альбом «Удивительные приключения» - ни что иное как саундтрек к одноименной сказке. Необыкновенные истории о кучерявом мальчике Берти, о матросе Козихине, который заснул за штурвалом, за что был выгнан с корабля и стал путешествовать в поисках воды, о девочке Пеппи, которая была такая сильная, что могла взять в охапку шайку разбойников и бросить в вентилятор, чтобы они улетели прочь, о мужичке Савельиче, который за денежку дает лицензию на ловлю комаров. Героями его песен становятся уже знакомые нам персонажи – летчик Джао Да и сэр Джон Кукер. Музыка – ироничная и серьезная, смешная и трогательная. Сам Паперный считает, что этот альбом гораздо более выдержанный и цельный, чем предыдущие.
Альбом был записан очень быстро, в «теплой и человеческой обстановке». Вообще, Паперный не большой любитель студийной работы. «Это всегда пафос; при записи музыканты всегда чувствуют некую серьезность момента. Когда мы записывали предыдущие альбомы, мы устали бороться с работниками студии и звукорежиссерами. Звукорежиссер почему-то изначально гений, и ему видней, как должна звучать музыка». В итоге предыдущие альбомы получились такими, как будто их и придумал тот самый звукорежиссер - из них исчезла вся волшебность и красочность. Когда записывались «Удивительные приключения», музыканты решили, что не нужно никого слушать и вели себя по отношению к общепринятым законом записи достаточно бессовестно. Потому-то альбом и сохранил неповторимое звучание и необыкновенную ауру.
Алексей Паперный очень похож на одного своего героя – летчика Джао Да. Он тоже увидел весь мир, и у него нет желания его переделать. Он просто свободен и получает от жизни удовольствие.
О том, что за песни написал Алексей Паперный
1. Девочка
Ну... я не знаю... Я... ну... растерялся...
2. От винта
Грабить богачей… Это конечно плохо. Но песня-то не об этом, а о том, что ради любимой готов пойти на все. Хотя сложно сказать, правильно ли это…
3. Спасибо за рыбу
«Туземцы племени Гуала как раз ели рыбу. Когда разбойник шмякнулся на песок, они подумали, что это бог рыбной ловли и так обрадовались, что накормили беднягу рыбьими хвостами, а потом стали петь и плясать».
4. Пых-пых-пых
«Я матрос Козихин. Меня в Португалии на берег списали за то, что я у штурвала заснул. А я плавать хочу. Вот иду в поисках воды. Только мне все какие-то озера, да мелководные реки попадаются. А там… - тут раздался страшный треск – это Козихин с сосны свалился, - …там река какая-то. Может она к морю выведет. <…> Козихин, чтобы не думать ушибленной головой запел».
5. Китайский летчик Джао Да
«На другой день на закате Берти и Козихин прыгнули в воду и поплыли к острову. Там они разожгли костер, перекусили консервированной фасолью, выпили припасенного Козихиным чаю и запели, глядя на растворяющееся в воде солнце».
6. Там, далеко
«Только Дед Балалай на гармошке своей…
Дай-дари-дари-дай-дай,
Дай-дари-дари-дай-дай,
И т.д.»
7. Любимая
Они дрались за женщину в июле...
8. Я и Я
- «Кто вы, незнакомец? – спросила девушка. - Меня зовут Берти. Я петешественник… наверное. - Очень приятно. Меня зовут Марья Гавриловна. Марья Гавриловна и Берти сразу полюбили друг друга. Светила луна, дул теплый ветерок, и они запели».
9. Сядешь на поезд
«Ночь была тихая, в чистом небе сияла луна, и звезды сверкали. Один из пиратов-цыган даже запел».
10.Фарука
Была в одной из моих пьес, которую я так и не поставил на сцене, к сожалению, такая колдунья – Фарука. Еще Фарука - это танец. Его колдунья и танцевала. А вообще – просто слово красивое.
11.Птицы перелетные
У меня вообще очень много песен про птиц. Не то, чтоб я очень любил птиц, но в птице есть что-то невероятное… И даже в их перелетности.
12.Хорошо сидеть на свете посреди Земли
«Друзья допили пиво, сели на берегу и запели».
P.S. «А старушка с закрытыми глазами сидела на полянке на пеньке и подпевала:
Хорошо лететь по небу
Миллион планет…
Съешь, бывало, корку хлеба
Сколько в жизни лет…
Миллионы, миллиарды,
Все не сосчитать
Я живу себе и рада
Эх, ядрена мать…
Хорошо сидеть на свете
Посреди земли
А вокруг крапивы эти
Эти конопли…»
Конец