Издатель:
Снегири / Легкие
Дата выхода:
Ноябрь 2003
Количество треков:
17
Номер в каталоге:
LG 036-2
iTunes
Google Play
Яндекс.Музыка
Deezer
Уравнение в несколько действий
Прошло больше двух лет со дня выхода последнего альбома группы «Нож для Frau Muller». За это время Олег Костров и Олег Гитаркин с головой погрузились в сольные проекты, не вылезали из заграничных гастролей и писали музыку к театральным постановкам. Иногда даже возникал вопрос: а существует ли до сих пор такая группа, «Нож для Frau Muller» или она распалась на два самостоятельных атома, Кострова и Гитаркина?
Однако в ходе неизвестных науке процессов два атома вновь соединились в молекулу под названием «Нож для Frau Muller» и представляют новый альбом, «Треугольник, черт и точка».
Это самый оригинальный и необычный диск из всего, что делали «Нож для ФМ» до сих пор, но в то же время он выдержан в духе предыдущих альбомов группы. «Его даже можно будет назвать нашим «классическим» альбомом, - признался Гитаркин. - Мы же не стараемся всех удивить и вдруг заиграть drum-and-bass или heavy-metal».
Действительно, новый альбом выполнен в лучших традициях «Ножа для Фрау Мюллер»: он наполнен фрагментами из ретро-фильмов и смешными семплами, пронизан праздничным настроением. В работе над диском «Нож для Фрау Мюллер» сохранили ставший фирменным для группы коллажный принцип работы с музыкальным наследием прошлого. Однако само «прошлое» теперь будет совсем другим. Да и все остальное – тоже.
Сами музыканты утверждают, что их новый альбом – это ребус, уравнение, которое они предлагают своим слушателям решить в несколько действий.
Действие первое. Питер + Москва
Олег Костров живет в Москве, где занимается своим сольным проектом. Олег Гитаркин живет в Санкт-Петербурге, где тоже занимается своим сольным проектом. Видятся они только на концертах, где и обсуждают новые идеи, которые фейерверком брызжут из их гениальных голов. «Таким образом мы убивали сразу нескольких зайцев: играли старую программу и обсуждали новый альбом,» - замечает Костров.
Ну а работа над новым альбомом «Ножей» шла одновременно в двух городах. «Гитары и бас к композициям, придуманным мною, писались Гитаркиным в Питере, - рассказывает Костров. – А я в свою очередь записывал в Москве партии клавишных к его композициям».
«Треугольник, черт и точка» впитал в себя дух Петербурга и Москвы, энергию двух таких разных, и в тоже время родных друг другу мегаполисов России.
«В этом альбоме есть и Москва, и Петербург в чистом виде, - замечает Гитаркин. - Это не то, что мы видим по телевизору. Слушая нашу пластинку, можно понять эти города, почувствовать, какие они есть на самом деле. Одним словом, вы получаете энергию двух городов в одном альбоме!»
Действие второе. Минус 60-е, умножить на 80-е.
Спросите любого прохожего на улице: с какой эпохой ассоциируется группа «Нож для Frau Muller», и он вам ответит: с 60-ми годами ХХ века. Однако после выхода нового альбома этот вариант ответа безнадежно устареет: теперь это настроение уступает место бодрой электронике 80-х годов.
«На этом альбоме гораздо больше использовано экспериментальных элементов и электроники, - признается Костров. – На нем веселое коллажное настроение, но за основу мы взяли электронное звучание 80-х и современности. Тема 80-х сейчас звучит очень интересно, наивно и в то же время энергично. Все остальное уже давно надоело, а в музыке 80-х кроется свежий потенциал».
Ну да, конечно же, 80-е! Бурные, яркие, наивно-веселые 80-е с культом идеи «Мира во всем мире» и «Дружбы народов». По мнению Кострова и Гитаркина, центральным образом эпохи 80-х годов является пионерский лагерь «Артек». «В «Артеке» развивалась тема интернационального единства и евро-дружбы, - поясняет Костров. – Получался такой своеобразный китч, дружба народов на бойскаутском уровне». Иллюстрация этого – в композиции под названием «Euro-дружба», вошедшей в новый альбом.
Действие третье. «Ножи» + Ветлицкая
Наталья Ветлицкая - поп-дива, на официальном сайте которой вывешено интервью и лекции «просветленного мастера» Индии Шри Шри Рави Шанкара. Она занимается духовными практиками и, по слухам, у нее есть собственный гуру, который в один прекрасный день предсказал ей, что в ближайшем будущем к ней обратятся очень необычные люди, которые войдут с ней в контакт. Этими «необычными людьми» оказались Костров с Гитаркиным.
Когда они обратились к Ветлицкой с предложением о сотрудничестве, Наталья Ветлицкая ни капельки не удивилась и тут же согласилась. «Она нас ждала и была готова, - рассказывает Гитаркин. – Это и есть контакт: свет загорается, люди встречаются, мы ничего не планируем, но все происходит».
«И Ветлицкой, и нам интересна аномалия этого проекта, - говорит Костров. – Когда несовместимые вещи совмещаются, происходит состыковка совершенно разных людей, это всегда интересно. И Ветлицкая сама призналась, что считает нас культовой группой».
Казалось бы – что может быть общего у этих отвязных хулиганов и утонченной светской поп-львицей?
«Наталья Ветлицкая поражает нас своим имиджем, - признается Гитаркин. - Она работает в категории «глянцевый китч», а мы работаем в категории «B- Movie ». А «глянцевый китч» – это категория, в которой сейчас работает вся Россия, и, в общем-то она очень близка «B- Movie». Так что мы решили смешать эти жанры. Наш проект – это философия жизни».
Так, было решено записать вместе с Натальей Ветлицкой одну композицию, «Море Океан», которая в свое время вошла в альбом «Алло, Супермен!». В альбом «Треугольник, черт и точка» войдет два ее варианта: Soft-ремикс Кострова и оригинальная версия Гитаркина. Вероятно, на этом сотрудничество «Ножей» и Натальи Ветлицкой не закончится, однако что будет потом, известно только гуру поп-дивы.
Действие четвертое. Привести к общему знаменателю.
Новый альбом «Треугольник, черт и точка» - это праздничная разноцветная мозаика, веселый карнавал, «сборник совершенно разных песен, придуманных в разное время и в разном стиле». Костров и Гитаркин решили не придумывать никакой особой концепции, не подгонять под нее треки, не втискивать себя ни в какие рамки, не приводить все к общему знаменателю. «Треугольник, черт и точка» - это живое существо, соединившее в себе прошлое и будущее, грустное и веселое.
В него входят композиция «Улыбайтесь, но не шевелитесь», «Море Океан», «Funny Man», «Karate Feelings» и другие. В качестве бонусов на диске представлены два трека («Depressive Strong Kafe» и Soft-версия «Море Океан») и два видео-клипа на песни «Лучшая девушка в СССР» и «Sex Inspector». Последний клип представляет собой оригинальное видео с живого выступления «Ножей» в Санкт-Петербурге на фестивале «Стерео-Лето», где Костров и Гитаркин выступали вместе с японскими ди-джеями.
Название же для альбома пришло само собой. Первый вариант, придуманный Костровым, звучал как «Шаг за черту запретную для человечества». Постепенно во время работы над альбомом это название преобразовывалось и одно слово заменялось другим. «В окончательном варианте же слово «черта» осталось, - заметил Костров, - просто трансформировалось в «черта», что придало названию дополнительную геометричность».
Действие пятое. За скобками.
Не выполнив последнее, пятое действие, не возможно решить все уравнение. Так что же остается за скобками нового альбома «Треугольник, черт и точка»? Визуальное оформление.
Идея оформить диск в духе легкомысленных картинок 30-х годов принадлежит Гитаркину. «Мы просто взяли изображения хорошеньких барышень и сделали из них коллаж, - рассказывает Гитаркин. – И при том, что диск вовсе не будет цветным и красочным, нам удалось сохранить стилистику карнавала. И, кстати, на обложке тоже будет черт».
Что же касается визуального оформления новой программы, то тут без черта не обойтись. Костров и Гитаркин подготовили специальный видео-ряд в стиле «русский horror». Он выдержан в духе советских фильмов ужасов, а в его основу войдут фрагменты экранизаций произведений Гоголя («Вий», «Майская ночь, или утопленница», «Вечера на хуторе близ Диканьки»).
«Нож для Frau Muller» о новом альбоме
1. Агенты и агентессы, шпики и шпикухи
«Просто такое интро, веселое, интригующее начало». (Гитаркин)
2. Funny Man
«Мы хотим видеть вокруг больше веселых людей, вот главная мысль. А вообще, это главный шлягер с этого альбома». (Гитаркин)
«Песня получилось абсолютно в «нашем» стиле. «Funny Man» близок к 50-м годам и рок-н-роллу. При этом от рок-н-ролла здесь сохранен только оттенок, а звучание всей композиции вовсе не рок-н-ролльное, из-за чего возникает ощущение современности». (Костров)
3. Karate Feelings
«Это новое понятие, которое мы изобрели – «чувственное каратэ». Его применяют, когда человек высказывает запрещенные мысли, использует в запрещенные приемы, играет на чувствах и чувствами другого человека». (Гитаркин)
4. Ультразвуковой Вибратор
«Песня про ультразвуковой вибратор SuperSonic. Мы пытаемся объяснить, что, если этой штуки в продаже не достать, это вовсе не значит, что ее нет в природе. Она существует». (Гитаркин)
5. Rock Rock Rock
«Это не рок-н-ролл, и не рок, это рок-рок-рок. Это шлягер, включающий в себя элементы музыки, которую мы все где-то слышали, но не можем вспомнить, где и когда. Это позволяет немножко помедитировать». (Гитаркин) «Настоящий рок. Здесь Гитаркин играет в стиле Оззи Озборна и Бон Джови». (Костров)
6. No place for me
«Эта о%#енная песня какой-то культовой группы, которую я никогда не слышал. Но мне всегда хотелось записать что-нибудь с культовой группой, что мы и сделали. Это серьезно, это не шутка и не ирония». (Гитаркин)
7. Euro-дружба
«Песня с коммерческим названием. Просто вся наша дружба превратилась в «евро», валюту. На самом деле это не так, это метафора». (Гитаркин)
8. Снотворный трип
«Это такая зарисовка про трип, который происходит с человеком во сне. Во сне ведь много чего происходит. Некоторые люди вообще постоянно спят». (Гитаркин)
9. Улыбайтесь, но не шевелитесь
«Это наша любимая концертная вещь. Мне просто нравится там на бас-гитаре играть, потому что там много нот – бум-бум-бум. А Олегу нравится, потому что там бьет по клавишам ладошами, а не пальцами. И это забавляет и расслабляет сознание. А расслабленное сознание – это высшая форма сознания». (Гитаркин)
«Задорный электронный твист. С него все началось. Как раз когда появилась эта песня, мы решили, что надо серьезно подумать о новом альбоме». (Костров)
10. Бармалей `66
«В фильме «Айболит’66» акцент сделан не на том герое. Ведь все дети, которые смотрят этот фильм, понимают, что главный тут Бармалей. Да и к тому же Бармалея играет Ролан Быков, режиссер этого же фильма, значит, главный в фильме все-таки Бармалей, а не Айболит. А мы культивируем главных героев, поэтому песня про него». (Гитаркин)
11. I like I
«Название песни - шутка из «Маппет Шоу». Когда мы были на гастролях в Швейцарии, мы откопали пластинку «Маппет Шоу», стали ее слушать и поняли, что это здорово. Тогда и всплыла эта фраза». (Гитаркин)
12. Mr. Pshik
«Вроде бы он важный, этот Мистер, а в общем-то он всего на всего Пшик». (Гитаркин)
13. Intim Service Cosmique
«Это наш старый шлягер в новом варианте. Очень сексуальная песня». (Гитаркин)
«Это музыка для международных панорам в космическом стиле или телевизионных заставок». (Костров)
14. Cherche la Zavr
«Песня в духе французского лаунжа, можно ее в ресторане крутить, например». (Гитаркин)
«Вообще, в этой песне раскрывается анатомия любви. Рассказ о литературных комплексах». (Костров)
15. Желуди с Марса - для свиней с Земли
«Это песня адресована нашему слушателю. А мы являемся желудем с Марса». (Гитаркин)
16. Hinki-Dinki parle vous
«У этой композиции очень красивое французское лаунжевое название, которое я нашел у Берроуза. Вообще Берроуз – замечательный писатель для придумывания названий. Берешь, открываешь книжку, и находишь массу отличных идей». (Гитаркин)
Bonus: Moре Океан
«Сначала эта песня называлась «Море, до свидания!». А потом мне попалась на глаза какая-то книжка, которую я не стал читать, но меня поразило ее название: «Море Океан». Крутая формулировка. К тому же в песне поется и про море, и про океан. Так что на этом альбоме фигурирует именно такое название». (Гитаркин)