Издатель:
Снегири
Дата выхода:
Ноябрь 2005
Количество треков:
10
Номер в каталоге:
СНГ 002 DVD
Формат:
DVD
Все началось с клипа на песню «Три слова». Как ни странно, именно с этой, по словам Найка, «кривой и непричесанной» песни (которая, к слову сказать, была изначально предназначена для другого проекта Борзова) широкая общественность и знакомится с Найком.
Вслед за ироничными «Тремя словами» стартует романтичная композиция «Верхом на звезде». Сам Найк вкладывает в эту песню два смысла. Первый: человек имеет право на личную свободу, свободу действий. А второй будет понятен, если перевести фразу из песни “...mi torno diabolo esta...” с испанского на русский...
Весной 2000 г. выходит клип на «Последнюю песню» - экранизация состояния человека, который любит, но вынужден перейти в другое астральное “состояние”. И все наблюдали за гибелью «сиреневого мальчика».
Осенью 2000 г. на песню «Лошадка» снимают целых два клипа. Один – на оригинальную версию, другой – на ремикс от «ВИДОВ РЫБ», оба клипа анимационные. Впервые эта песня появилась на последнем альбоме «Инфекции», и музыканту немедленно приписали пропаганду наркотиков, хотя смысл его песни в другом: “Человек сам себя загоняет в определенные рамки, придумывает себе определенный порядок вещей, который впоследствии не в силах изменить, - объясняет Найк. - У него есть обязанности: семья, которую нужно содержать, работа, на которую нужно ходить, чтобы содержать семью, дача, на которой нужно еженедельно что-то окучивать, машина, в которой нужно ковыряться, чтобы ездить на эту самую дачу и т.д. Получается человек - рабочая лошадь, везущая тележку со своим счастьем, “лошадка, везущая кокаин”.
В 2001 г песня «Ссора» попадает в саундтрек к фильму Романа Качанова «Даун Хаус», клип на нее снимает в феврале Федор Бондарчук. У самой песни интересная судьба. Записана она была еще в 1998 году и должна была войти в альбом “Супермен”, но совершенно непонятным образом записи со сведенным вариантом пропала из студии.
Клип на песню «День как день» вышел в августе 2001 года и здесь Найк впервые полностью выступает как сценарист. С помощью этого клипа, по словам Найка, как бы приоткрывается дверь в творческую кухню артиста. «Это такая пародия на бродвейские постановки с нетипичным анти-хеппиэндом, четыре минуты с хорошим экшном!»
Осенью 2002 песня «Одна она» вошла в ранг «главных хитов года», клип на нее находился в ротации TV, и Найк комментировалт свои ощущения по поводу клипа, как «абсолютно радужные» - ведь то, что задумывалось, то и получилось, а это самое главное. Изначально музыкант и режиссер решили, что картинка должна работать на текст, то есть образы должны лишь подчеркивать суть песни. Именно так все и вышло. «Клип действительно снят, как кино - дорого и „богато“, но не пафосно. Мы вложили много средств, чтобы видео получилось таким минималистичным».
Завершает серию клипов к альбому «Заноза» клип на песню «Kingsize», вышедший в марте 2003 года. Идея клипа пришла в голову Найку: "Таким образом снимаются все рэпперские видео. Арендуется большой дом, приглашается тусовка, диджеи, длинноногие красотки, покупается много выпивки, и люди начинают "колбаситься". Только мне кажется, что мы ушли еще дальше".
DVD «10 клипов» Найка Борзова является первым полным собранием клипов и своеобразным видео отчетом музыканта. Он выйдет в свет 26 ноября 2005 года.
Данный релиз поможет поклонникам проследить развитие и становление Найка не только как музыканта, но и как артиста. Настоящая копилка образов, мыслей и эмоций. Все клипы, без сомнения, объединяет индивидуальный творческий взгляд Найка Борзова, который не возможно спутать ни с чьим другим.
Информационным бонусом к данному релизу мы считаем подробнейший без прикрас рассказ о рабочих моментах съемок всех клипов, основанный на воспоминаниях и впечатлениях Найка Борзова и продюсера Олега Нестерова.
1.
«Три слова»
реж. Евгений Звездаков
Дата выхода: сентябрь 1999 г.
С альбома "Супермен" (2000)
Первый клип артиста. Был объявлен тендер идей на сценарий, и среди массы разнообразных идей выбрана одна, которая и легла в основу клипа. Режиссером выступил Евгений Звездаков. Впоследствии он снимал клипы для группы «Браво» и еще многих артистов, но, можно сказать, что «Три слова» был его дебютом в клипмейкерстве.
Вступительные аккорды - и вот Найк идет по парку – такой рай на земле.
Перед съемками в холле офиса рекорд-компании «Снегири» Найк с Олегом Нестеровым долго отрабатывали походку, которая потом так естественно смотрелась в клипе.
В качестве образа – на Найке самодельная майка с написанным от руки словом «Vova», стилизованным под логотип Nike, и «колониальные» шорты Олега Нестерова (белые, парусиновые, до колен).
По окончании съемок режиссер принес готовый материал, и стало понятно, что «попали». В лучшем случае это выглядело, как фильм «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен!» про какой-то пионерский лагерь (весь клип снимался на ч/б пленку). Унылый парк, унылый Найк, унылые цвета и т.д. Было решено отдать клип в раскраску. Клип раскрашивался покадрово. На раскраску ушло 4 месяца, к началу сентября клип был готов. Он сразу попал на MTV, а следом пошла на радиостанциях и песня. Через какие-то 3-4 месяца трек стал общенациональным хитом.
2.
«Верхом на звезде»
реж. Андрей Айрапетов
Дата выхода: декабрь 1999г.
С альбома "Супермен" (2000)
«Верхом на звезде» - второй сингл Найка.
Найк привел своего знакомого режиссера Андрея Айрапетова. Бюджет был очень невысоким, и клип получился до предела Lo-Fi. Айрапетов снимал его, что называется, «на коленке».
Нужна была машина, путешествующая по городским улицам, нужен был Найк, играющий на гитаре и едущий в этой машине. Собственно, больше и не было ничего нужно. Найк целый вечер эту машину «убивал», путешествуя по улицам Москвы, наезжая на бордюры, в то время как его умудрялись каким-то образом снимать. Затем съемки проходили в гараже на Рязанском проспекте, где, как это бывает в малобюджетных роликах, машину трясли для создания иллюзии того, что машина движется в пространстве.
Клип вышел незатейливый и наивный. Но в этой наивности в большей степени и проявляется Найк раннего периода, когда к нему еще не пришел успех. Песня всем очень полюбилась, и клип показывают до сих пор.
3.
«Последняя песня»
реж. Глеб Орлов, Алексей Муравьев
Дата выхода: май 2000
С альбома "Супермен" (2000)
Особенно никто и не рассчитывал на эту песню и тем более не собирались делать на нее клип, но…
Олегу Нестерову позвонил приятель - Глеб Орлов, и сказал, что хочет сделать на «Последнюю песню» ролик. У себя в голове он уже хорошо представлял себе видеоряд и убеждал, что это будет отличная работа. Единственным условием работы было то, что они хотели оставаться инкогнито и не выступать как режиссеры клипа, так как оба были плотно связаны с MTV и не хотели, чтобы их обвинили в том, что они сами сделали и сами же пролоббировали клип в ротацию. Так родился миф о двух неких польских режиссерах, с которыми Найк как-то случайно познакомился в Варшаве, и те оказались его поклонниками и предложили снять клип.
В результате было снято роскошное видео, которое тут же заиграло на всех музыкальных каналах, и, как следствие, песня стала уверенным синглом. «Я делал себе специально больно разными способами, представлял себе, что испытывает человек на электрическом стуле, - рассказывает Найк. - До съемок пару дней смотрел документальные фильмы о казнях и об устройстве этого электрического монстра».
А спустя некоторое время вышел фильм, в котором тоже фигурировал электрический стул… «Танцующая в темноте» Ларса Фон Триера.
4.
«Ссора»
реж. Федор Бондарчук
Дата выхода: весна 2001
С альбома "СупермEND" (2000)
Премьера клипа на композицию Найка Борзова "Ссора" состоялась 5 марта. Режиссером клипа выступил Федор Бондарчук, исполнивший в видео главную роль. "Ссора" вошла в саундтрек к фильму Романа Качанова "Даун Хаус", поэтому клип изобилует кадрами из фильма. Помимо Борзова и Бондарчука, в кадре появляются снимавшиеся в "Даун Хаусе" Иван Охлобыстин, Александр Баширов, Артемий Троицкий, Елена Кондулайнен, Юозас Будрайтис, Барбара Брыльска и Ежи Штур.
История очень проста. Культовый фильм «Даун-хаус», а у фильма - роскошный саундтрек, и нужно было материалы из фильма под какую-то песню «подложить». Найк оказался в данном случае самым «козырным» персонажем. Взяли песню «Ссора» и нарезали под нее видео-ролик. Затем привели в студию Федора, и оператор Мукасей снял синхронно Найка и Бондарчука поющими.
5.
«Лошадка»
реж. Гай Ханов, Борис Таловеров
Дата выхода: август 2000
С альбома "Супермен" (2000)
После успешного альбома захотелось выпустить сингл «Лошадка». Настоящий сингл – с ремиксами и всем, что сопутствует выходу сингла. Специально переписали эту песню, она попала в плотную ротацию на радио, и был снова объявлен в новостях тендер на интересные сценарные идеи, но решили, что «Лошадка» должна быть мультипликационная. Среди авторов оказалась девушка – Карина Зорина, которая прислала отпечатанные на машинке листки со сценарной заявкой. Ее идея очень понравилась и она-то как раз и легла в основу клипа.
По этому сценарию режиссер Гай Ханов начал делать анимацию. Создание ролика заняло около 3 месяцев. Основной задачей, конечно же, было, чтобы мультипликационный Найк был похож на оригинал. Это оказалось не так-то просто, так как авторы-мультипликаторы видели Найка только по ТВ, и первоначально он получился у них очень крупным, коренастым парнем, похожим на актера Владимира Турчинского в маленькой панамке. Пришлось привести и показать им Борзова, чтобы они посмотрели и переписали персонаж заново.
А параллельно родился второй клип на «Лошадку»…
6.
«Лошадка» (species of fishes remix)
реж. Андрей Врадий, Андрей Айрапетов, Артур Мурадян
Дата выхода: 2000 г.
С альбома "Лошадка" (макси-сингл) (2000)
«Виды Рыб» – друзья Найка, с которыми он неоднократно выступал вместе, - сделали на «Лошадку» ремикс. Он был единогласно признан лучшим среди многих, представленных на макси-сингле, и оставить его "без клипа" было бы несправедливо. Его созданием занялся Андрей Айрапетов и дизайнер Андрей Врадий (Врадий оформлял несколько дисков Найка, впоследствии стал дизайнером «Снегирей»). Клип делался также анимационным, но, в отличие от первого клипа, получился более «артовым», более «нечеловеческим» мультфильмом. На ТВ клип не попал вследствие своей нетривиальности, и его премьеру устроили на крупнейшем портале Rambler, где за две недели он собрал рекордное количество зрителей. Клип скачали более 40.000 раз.
Интересно, что в процессе монтажа аниматор, работавший над клипом, неожиданно для всех (в первую очередь для самого себя) увлекся иудаизмом, и, по настоянию своего учителя, ушел из мира шоу-бизнеса.
Ролик к тому моменту был не готов и на половину.
Проект оказался на грани катастрофы (времени на монтаж больше не оставалось). И тут на белой лошади из-за горизонта появился новый аниматор Артур Мурадян. Работа продолжилась в уютной монтажной, студии "Скат". Не видя ничего, кроме: мониторов, растворимых супов, нескольких культовых журналов, кучки музыкальных дисков и общаясь с окружающим миром с помощью дымовых сигналов, Артур завершил работу над этим видео.
7.
«День как день»
реж. Глеб Орлов
Дата выхода: август 2001
С макси-сингла «NUS in Am» (2001)
Здесь Найк полостью выступил как сценарист. Сам придумал сценарий и донес его до Глеба Орлова. История получилась довольно мрачной – по сценарию в клипе погибают друзья Борзова, которых он провожает в отпуск. Необходимо было договориться с аэропортом, так как там действует массовка, танцующая в аэропорту, и режиссеру Глебу Орлову это удалось. Естественно, он не упоминал, чем все дело в клипе закончится.
Никто не ожидал столь высокого качества, эта работа похожа не на видеоклип, а на очень хорошее европейское кино по замыслу и на очень хорошее голливудское кино по картинке. Найк и вправду оказался актером с большой буквы. Каждый его взгляд или движение неподражаемы и наполнены чувствами и эмоциями.
8.
«Nusinam»
Дата выхода: декабрь 2001 г.
С макси-сингла «NUS in Am» (2001)
Здесь очень темная история. Найк получил по почте VHS кассету – это была «подсматривающая» камера, то есть в течение долгого периода времени кто-то следил за его действиями и передвижениями и снимал все это на камеру. Найк поражался, насколько там было все вычислено: окно его кухни, его репетиционная база, закулисные какие-то съемки и съемки на улице. Человек явно шпионил не менее 3-4 месяцев. Это, естественно, заставило Найка несколько поволноваться.
Под эти съемки «шпион» подложил музыкальный трек – песню «NUS in Am». По словам Найка, это был просто идеальный видеоролик на песню, и, не долго думая, материал перегнали на betacam, режиссер Павел РУМИНОВ смонтировал подходящие по качеству фрагменты с этой кассеты, кое-что было доснято и всё собрано воедино, после чего клип был отнесен на MTV.
9.
«Одна она»
реж. Георгий Тоидзе
Дата выхода: сентябрь 2002
С альбома «Заноза» (2002)
Гоша Тоидзе проделал отличную работу. Это очень красивый, образный клип. Представьте некую латышскую деревню лет 100 назад, и в ней происходит романтическая история с участием Найка. Он уплывает в море, и девушка провожает его. Причем все носит настолько образный характер, что непонятно, существует ли эта девушка на самом деле или же это просто мечты и фантазии.
Этот клип явился первым по-настоящему серьезным актерским опытом Найка Борзова (вскоре Юрий Грымов пригласит его играть роль Курта Кобейна в спектакле «Нирвана»; спектакль станет безусловной сенсацией театральной жизни столицы, вызвав бурную дискуссию и шквал отзывов).
10.
«Kingsize»
реж. Николай Семенов
Дата выхода: март 2003
С альбома «Заноза» (2002)
Достаточно жесткая песня, исполненная вместе с Дельфином, и видеоряд должен был бы получиться у нее, что называется, «без прикрас». Изначально хотели снимать две версии – одну версию «нормальную» и порно-версию. Идея заключалась в том, чтобы сначала отнести lite-версию на MTV, а через неделю выложить порно-версию в сети - таким образом, у людей, которые увидели теле-версию, крутилась бы в голове «жесткая» версия.
Съемки клипа проходили в особняке с присутствующей массовкой около 200 человек. Должен был играть DJ, сам Найк и танцевать и веселиться толпа людей - такая своеобразная оргия. Все должно было быть снято live, в том числе и «жесткая» версия. В итоге все проходило, как и было задумано, оргия действительно была, и хозяин особняка (довольно известный фотограф) даже впоследствии выставил счет за поломанную мебель и другой ущерб, нанесенный дому. А вот с хардкор-частью вышел прокол: актеры, которые должны были быть действующими «лицами», в самый ответственный момент смутились и отказались сниматься. Собственно, это должно было быть что-то в стиле фильма «9 песен» Майкла Уинтерботтома, который появился двумя годами позже.
Так что в результате «схема» была разрушена, и получился просто клип про фриков, которые оттягиваются в особняке, где можно пару раз увидеть вскользь лицо Найка. Ролик получился очень живым и настоящим.