Издатель:
Снегири
Дата выхода:
2012
Количество треков:
24
Номер в каталоге:
СНГ 050-2
Первый релиз академический музыки на «Снегирях». Сам Вдовин с осторожностью говорит о жанре своей работы, по его словам это маленький итог, некое обобщение мыслей, экспериментов с техникой и формой, ограниченных одним инструментом – роялем, звук которого в какой-то момент стал для него важнее и интереснее, чем любые электронные эксперименты.
Начав свою карьеру в группе «Ленинград», где он был одним из ее основателей и голосом первого альбома, Вдовин вскоре увлекся электронной музыкой и начал сольную деятельность – его дебютная пластинка «Light Music for Millions» с успехом была издана в Японии. Он сотрудничал с легендарным питерским художественным объединением «Речники» и Тимуром Новиковым, делает музыку для модных показов Симачева, а венчает его деятельность того периода альбом «Gamma», для многих критиков этапный во всей первой половине нулевых. Звук этой пластинки, сильно опережающий время, привлекает внимание Земфиры - так Вдовин становится музыкальным продюсером ее альбома «Вендетта». Земфира и привела Вдовина в кино, познакомив с Ренатой Литвиновой.
«Богиня, как я полюбила» - его кинодебют, далее последовала авторская музыка к артхаусным лентам и блокбастерам: «Garpastum» Германа-младшего, «Русалка» Меликян, «Игла Remix» Нугманова и многим другим. Кинематограф дал возможность Вдовину работать с оркестрами и камерными составами, набить руку и получить необходимый опыт – так возник интерес к академической музыке.
Новый альбом Игоря Вдовина состоит из 24-х прелюдий. Изначально, прелюдия служила вступлением к циклу из пьес (как правило танцевальных), "разминкой" перед сюитой. Но со временем, в основном благодаря композиторам-романтикам, прелюдия становится самостоятельной формой. Отдельные прелюдии и циклы прелюдий сочиняли многие композиторы: Шопен, Рахманинов, Дебюсси, Скрябин, Хиндемит, Шостакович, Щедрин и т.д. Великий образец цикла прелюдий и фуг - два тома "Хорошо темперированного клавира" И. С. Баха.
ИГОРЬ ВДОВИН ОБ АЛЬБОМЕ И НЕ ТОЛЬКО
О НОВОМ АЛЬБОМЕ
Я бы поостерегся называть эту работу академической музыкой. Эта пластинка - маленькое обобщение, итог разных мыслей, экспериментов с техникой и формой, ограниченных одним инструментом - роялем. Материал изначально существовал в виде нот – и это интересно, это предполагает возможность концертов, разных трактовок исполнителями.
Некоторые наброски были сделаны достаточно давно, но основная часть была сочинена за три-четыре последних месяца. Материал разный: есть отсылки к романтикам, к итальянским клавесинистам, есть и полифония и умеренно-авангардные истории. В тоже время, цикл не задумывался как дань полстилистике.
О ТОМ, КАК ПРИШЕЛ К АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ
На мой интерес к академической музыке повлияло кино, где была возможность работать с камерными составами, оркестром. Работа в кино помогла мне набить руку, получить необходимый опыт.
Сильно повлияла встреча с пианистом Алексеем Гориболем, по его инициативе и для него я написал первую самостоятельную пьесу для фортепиано и струнных.
О ПРЕЛЮДИИ
Прелюдия – это жанр пьесы, который сложился к XVII веку, это некое предисловие к инструментальной сюите. Это все можно найти у Баха, а с течением времени, уже у романтиков - например, у Шопена, прелюдия обрела самостоятельное значение. В XX веке многие композиторы обращались к этому жанру, например, Шостакович, Дебюсси, Скрябин и т.д.
Почему именно прелюдия, а не симфония? Симфония пока отложена. Была интересная встреча с Леонидом Десятниковым и он дал мне правильный совет – «пусть полежит пару лет, не замахивайся пока» - теперь я понимаю, что он был прав. Но, думаю, что мы к этому еще вернемся.
О ВЫБОРЕ ИСПОЛНИТЕЛЯ ДЛЯ «24 ПРЕЛЮДИЙ»
Были различные варианты, но в какой-то момент звукорежиссер с «Мелодии» Алексей Барашкин порекомендовал мне обратиться к пианистке Галине Сандовской. Она преподает в Ленинградской консерватории. Мы с ней встретились, я ей дал несколько эскизов, она посмотрела, сыграла, и я понял, что это будет она. Мне понравился её подход к материалу и блестящая техника исполнения. В данной работе ощущения от цикла полностью совпали – мои, как композитора, и Галины, как исполнителя.
О ЖИВОМ ИСПОЛНЕНИИ
Когда выхода «Gamma», я никогда не исполнял ее на концертах, и у меня даже не возникало подобной мысли. Сейчас же мне бы хотелось, чтобы этот материал исполнялся вживую. В течение месяца Галина Сандовская разучивала материал, она играла наизусть, без нот. Мы встречались, с ней, уточняли темпы, какие-то нюансы по динамике… На концертах это будет исполнять она, потому что она владеет материалом. Также я дал несколько прелюдий Полине Осетинской, она проявила к ним интерес. Мне бы хотелось, чтобы этот цикл игрался, исполнялся, чтобы этот цикл жил. Там есть достаточно сложные технически пьесы, есть менее сложные. Вообще, хотелось бы это издать это в качестве нот.
О РОЛИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Современная реальность зыбка, во многом она формируется маркетологами, и определить где искреннее, а где рекомендованное, становится очень тяжело. В нынешней ситуации, когда происходит подмена понятий, когда подделка подделки выдается за оригинал, неподготовленному слушателю легко потерять ориентир. Мне кажется, что на сегодняшний день, мир академической музыки – это именно тот мир, где можно услышать честную эмоцию.
О ТЕНДЕНЦИЯХ
Я надеюсь на то, что интерес к академической музыке - это какая-то тенденция. Жаль, что не застал тех времен когда концерты Губайдуллиной или Мессиана были Событием. Милиция стояла в оцеплении, чтобы контролировать ситуацию. Был лом людей. Или 60-е – время премьер: Шнитке, Сильверстов, Шостакович. Тогда события в культурной жизни значили почти все. Сейчас же термин «культурная жизнь» вызывает иронию, но, хочется верить, что все вернется на круги своя.
О ТОМ, КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД КЛАССИКОЙ
Есть ли оно? Не знаю. Мне кажется, здесь может быть только один совет – учиться слушать. Больше читать об этом. Чем выше внутренняя культура, тем интереснее восприятие, отношение ко всему. Мне нравится в современном мире количество информации. А с другой стороны, это же не нравится и пугает. С одной стороны некая вседозволенность, раньше нужно было поехать в библиотеку, созваниваться с кем-то, чтобы увидеть какую-то редкую партитуру, услышать какое-то редкое исполнение. Сейчас это «гугл помощь» - и все. Но – теряется цельность. Я не знаю хорошо это или плохо. Это удобно. Но с другой стороны – это отвлекает и сбивает с толку.
ОБ ОБРАЗОВАНИИ И МУЗЫКАЛЬНОЙ ОРФОГРАФИИ
В образовании, к сожалению, есть пробелы. Я учился в училище Мусоргского, бросал два раза. Можно сказать, что я самоучка. Сильно влияли разные люди из моего окружения. Надо сказать, мне очень везло с людьми, которые меня окружали и окружают. Многому я учусь у них. Это не только музыканты, люди самых разных профессий. Многое определила встреча с Леонидом Десятниковым. Несколько лет назад я показал ему партитуру, и он дал мне очень ценный совет. ГРАМОТНО оформлять свои сочинения. Это послужило стимулом проштудировать всю имеющуюся на русском языке литературу о корректуре, о музыкальной орфографии, о правильном нотопечатании.
О РАБОТЕ С ЗЕМФИРОЙ
Она предложила мне попробовать сделать совместные аранжировки ее песен. Я попробовал, что-то получилось, что-то не очень. В итоге она выбрала несколько, и взяла их в альбом. Работать с ней было очень интересно, потому что она человек необычайно талантливый. Она прекрасно понимает, что к чему и знает что хочет. Безусловно, коса на камень тоже находила, поэтому несколько песен осталось в ее видении, но мне кажется, что сотрудничество было плодотворным. Я надеюсь, что наша совместная работа повлияла каким-то образом и на нее.
О КИНОМУЗЫКЕ
В полный метр я попал также благодаря Земфире, она познакомила меня с Ренатой Литвиновой, и фильм «Богиня, как я полюбила» был моей первой киноработой.
Я был внутренне готов, и первый блин получился не комом. Сразу возникло ощущение того, что я занимаюсь своим делом. Я сделал несколько набросков, которые тут же легли. Все получилось очень быстро.
Я не знаю, как относиться к фразе Шостаковича, что «композитор должен идти в кино только по особой нужде». Наверное, он пытался уберечь композитора от формального подхода. Но сейчас другое время. Для меня работа в кино – это бесценный опыт. Возможность работы с оркестром. Безусловно, есть ограничения. Я понимаю этот процесс так: режиссер – это царь и бог, который держит в голове картинку, и моя задача сводится к тому, чтобы поддержать то или иное состояние или действие, а не поразить слушателя каким-нибудь экспериментом.
О БЛОКБАСТЕРАХ И АРТ-ХАУСЕ
Создание музыки к блокбастеру и артхаусной ленте – это, безусловно, разный подход. Я не сторонник голливудского направления, когда музыка звучит на протяжении всего фильма. Мне нравится более "точечный" подход. А именно так делалось в 60-ые годы: Нина Рота, Свиридов, Шнитке, Олег Каравайчук, который писал музыку для фильмов Киры Муратовой. Кстати, именно благодаря фильму Муаровой «Настройщик» я узнал композитора Сильвестрова.
О ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Творческий процесс – далеко не всегда комфортен и удобен, это довольно тяжелый труд. Об этом еще как-то Стравинский говорил в «Диалогах» с Робертом Крафтом. Творческий процесс не дает покоя, он мучает, изматывает. Но я, наверное, в этом смысле мазохист, потому что для меня это любимое и желанное состояние.
Как пел Цой: «Я люблю ночь за то, что в ней мало машин». К сожалению, или к счастью, у меня ночь – мое рабочее время.
О НЕВЫШЕДШИХ ПЛАСТИНКАХ
Иногда мне кажется, что порог самокритики мог бы быть пониже. Я думаю, что если было бы так, то было бы больше пластинок и больше бы выпускаемого материала. Но мой внутренний цензор постоянно где-то рядом и постоянно напоминает, что… be careful.
О ПЕТЕРБУРГЕ
Я люблю этот город, люблю его строгость. Надеюсь, что мои работы несут в себе маленький след Петербурга. Хотя, определить словами, что есть этот след, я затрудняюсь.
ОБ ЭВОЛЮЦИИ
Я стараюсь поменьше думать о собственной эволюции, развитии и т.д. В первую очередь - это скучно. Но у меня есть ощущение, что я на правильном пути. Конечно же, речь идёт не о самодовольстве.