Издатель:
Снегири
Дата выхода:
Октябрь 2006
Количество треков:
13
Номер в каталоге:
СНГ 025-2
Треки:
1. Оля-Моторчик
2. Враги + 2H Company
3. Кредит + ЁИ и Стас Барецкий
4. Тук-Тик-Так
5. Врубайся в Пруста + Леха Никонов
6. Девочка с Земли + Чикис
7. Снуп + 230,402,457-1
8. Мерин + Стас Барецкий
9. Блондинка + Г
10. Asido Есенин + Леха Никонов
11. Белое + 230,402,457-1
12. Улей
13. На хуй Корни + Ленинград
Призрак бродит по Европе, призрак диких. Электронная музыка стала общим местом, политкорректной жвачкой, аморфной гидрой, колыбельной для чайников, снотворным для кофейников, ненавязчивым фоном телепрограмм и удобрением для традесканций в закусочных. Она усиленно бьется в конвульсиях, маскируясь под экстрим и альтернативу, впитывая в себя, как губка, их художественные приемы и звериную мощь.
Очередной взрыв назрел в 2-х столицах. Свежую кровь в электронику вольют дикость, непредсказуемость, культурно-музыкальный радикализм. Они реанимируют ее в глазах многомиллионной аудитории, заставят говорить об электронике как об искусстве живом, развивающемся, молодом и наполненном самим Бытием с головы до ног.
Дикость сейчас актуальна как никогда. Дикость наступает по всем фронтам, она придет во все жанры, которые еще не получили ее животворное семя, но электроника нуждается в дикости уже сейчас.
Путь к «ДИКИМ»
Олег Нестеров: «Дикая музыка может быть любой, не обязательно электронной, но она не может быть «домашней», она должна будоражить, возбуждать, за ней надо охотиться и рассказывать своим ближайшим друзьям».
Что такое «Ёлочные Игрушки»? Это группа, которая смогла взбудоражить. И даже больше Западную Европу, нежели умиротворенность наших родных широких просторов. Так что Европа за ней уже давно охотится. Этому можно найти несложное объяснение: мы куда более дикие пока что, чем старушка-Европа, ей жизненно необходима инъекция дикости, средства для доставки которой они находят именно на российской электронной сцене, проявляя к ней недюжинный интерес, а прочих звезд там - и своих навалом.
ЁИ уже давно экспериментируют в студии и играют на концертах нечто переставшее укладываться в понятие IDM, истинным адептом которого эта группа, ради справедливости попутно заметим, никогда и не была. Дикость настолько пропитала музыкальное сознание Александра Зайцева и Ильи Барамии, что самим им уже кажется вполне нормальной для себя кондицией, при этом они утверждают, что пришлось даже повременить с некоторыми вещами, которые они характеризуют как «совсем уж радикальные». Пусть сами авторы решат, к чему мы готовы, а к чему нет – этим обаятельным парням можно доверять, однако следует заметить: композиции, которые группа предложила включить в альбом «ДИКИЕ Ёлочные игрушки», имеют достаточно большой пиротехнический потенциал, чтобы ваш мозг почувствовал как минимум приятное оживление.
Вы поймете, как можно достичь экстаза без участия наркотиков; и если вновь и вновь говорят расхожее, что Velvet Undeground - героин, Stevie Wonder – чистый кокаин, а Pink Floyd – небольшая капелька ЛСД, то сборник «ДИКИЕ ЁИ» - это адреналин, «негрустин», таурин, кофеин, гуарана и электросудорожная терапия вместе взятые, на одном носителе. Вы удивитесь: взрывоопасная, но безумно приятная, по-кошачьи пластичная, по-хищному наступательная, и в то же время теплая, смесь. Теплая, как спасительное солнце в жуткий мороз. Но хитрая: чем глубже лезешь, тем больше жжет. Доведется ли вам дойти до самого дна, где кипят настоящие страсти, и не обжечься? Не пустить слезу, не взорваться диким хохотом?
Однако это не та теплота, которая присутствовала на переизданном ранее подлейблом «Легкие» альбоме «Warm Math» («Теплая математика»). Там она дана как изначальная установка, здесь же она образуется по принципу действия смесителя на стыке полярных эмоций слушателя при прослушивании альбома. Близкий по духу материал ЁИ был издан на “Lo recordings” под именем “Christmas Baubles and Their Strange Sounds”. Пластинка содержала материал, целью которого являлось исследование импровизационных аспектов электронной музыки. Работа получила самые высокие оценки в западной музыкальной прессе как «блестящий образец новой школы электроники». “The Independent” назвала это «великолепной электронной музыкой», модный журнал “Sleaze Nation” добавил: «более экспериментально и мелодично, чем последний альбом Aphex Twin».
ЁИ прошли определенный путь, и “Warm Math” стал его завершающей точкой. Дальше был выбор: либо меняться, либо повторять то, что уже сделано. Группа выбирает перемены, а они всегда содержат элемент дикости и непредсказуемости, даже для самих авторов. Чем более дикий сдвиг удается осуществить, тем большее поле возможностей открывается. Рецидивы «дикости» наблюдаются у Александра Зайцева и Ильи Барами уже давно. Неслучайно Том Йорк обратился именно к ЁИ с предложением сделать ремикс на одну из композиций Radiohead:
Александр Зайцев: «Группа “Radiohead”, услышав наши ремиксы, сказали: "totally bonkers", а их менеджер Джулия Колланд написала нам: "you guys’re doing really crazy music". Мы сочли это комплиментом. А отказ многих электронных лейблов издавать наши новые работы воспринимали как подтверждение того, что мы действительно сделали шаг куда-то дальше, чем предполагают обычные представления о современной электронике».
Скандальные сайд-проекты ЁИ - один с двумя рэперами (2H Company), другой – с охранником продуктового рынка Стасом Барецким – не слышал лишь ленивый. И вот теперь ЁИ решили оттянуться по полной!
«ДИКИЕ ЁЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ»
Проект «ДИКИЕ Ёлочные Игрушки» представляет собой самые неожиданные коллаборации на поле современной электронной музыки, объединенные в звучании одной группы. Без зазрения совести, можно сказать, что это самая дикая музыка 2-х столиц. И такого давно не хватало - предельного честного, молниеносно отрезвляющего и до боли правдивого. ЁИ собрали под одной аудио-крышей авторов, чья внутренняя творческая суть фактически соприродна как самой дикости, так и концептуальной идее альбома, кого с ними связывает общность мироощущения и эстетических вкусов. Альбом включает 13 треков, 10 из которых – коллаборации с единомышленниками и 3 – инструментальные пьесы ЁИ.
Коллаборации – это совместные творения, где приглашенные участники выступили в качестве авторов и декламаторов текстов композиций. Было бы большой ошибкой считать альбом музыкальным опусом от ЁИ, на фоне которого записываются радиоспектакли, напоминающие выпущенные в формате аудиокниг блоги. И это не сборник начитанных на микрофон текстов, музыку к которым подобрали Саша с Ильей. И это вообще не сборник как таковой – все треки здесь ранее не издавались. Это именно ПРОЕКТ, особенное взаимовлияние и взаимовдохновение, которые не допускают ни иной, кроме выбранной ЁИ, музыкальной формы, ни другого автора. Соавторы – дело слишком серьезное для ЁИ, не допускающее случайностей или «заказа».
Александр Зайцев: «На этот диск попали те люди, с которыми мы сейчас работаем, периодически выступаем, и то, что обычно совсем не ждут от нас как электронной группы. Ранее мы играли более спокойную, красивую музыку, более понятную, и когда мы стали меняться некоторое время назад, то чувствовали по реакции зрителей, что стали играть не то, что они ожидали услышать от нас. И если до того нас сравнивали с группами вроде Plaid, то потом все чаще с Muslimgauze, что само по себе странный переход, но именно он определил тот набор участников записи, который присутствует в итоге в трек-листе «Диких».
Илья Барамия: «Здесь собраны трэки и коллаборации, которые не могли бы войти ни в один из наших альбомов. Обычно мы составляем альбомы по принципу схожести настроения, звука, концепции. Тут концепция была – показать наиболее несхожие грани нашего творчества. Это тот материал, который разные «электронные» лейблы отказывались издавать вследствие «неформатности». А нам как раз эти песни казались наиболее интересными, необычными, дикими – в самом хорошем смысле этого слова. Не укладывающимися в рамки».
Александр Зайцев: «Однажды меня спросили в телеэфире: какими качествами должен обладать исполнитель, чтобы мы согласились с ним работать или его продюссировать? Надо было отвечать быстро и не задумываясь, и я сказал: «Это должно быть диким и завораживающим». Дикость мы гарантируем, а насколько это завораживает – решать не нам».
Среди соавторов ЁИ - люди, казалось бы, бесконечно далекие от электронной музыки. Быть может, это и так, но проект «Дикие ЁИ» наглядно демонстрирует, насколько безапелляционны суждения о том, что только рок-контекст способен на так называемый «мессидж».
Александр Зайцев: «Основа альбома – ЁИ, все вертится вокруг электронного саунда. Обычно говорят, что если есть «высказывание» – значит это рок-музыка. Мы хотели показать, что совершенно не обязательно нужны рок-инструменты, чтобы это «высказывание» прозвучало. 2H Company, Стас Барецкий, Леха Никонов – это совершенно разные люди, и чтобы им что-то донести, высказать – необязательно рок-контекст нужен, можно сделать все по-другому, вот мы и попытались этот новый контекст выстроить. Мы хотели сказать всем, кто захочет услышать: не бойтесь быть странными и непохожими, делая то, во что вы сами верите, каким бы диким это не казалось. И еще: что-то действительно важное может быть сказано и без помощи гитар – России пора перестать быть «рок-деревней».
ЁИ очень удачно претерпели искушение позвать в альбом «кого-нибудь известного», решив, что это совершенно ненужная, более того - бесполезная затея. Среди коллабораторов альбома есть как уже достаточно «освоенные» публикой (и не только в обеих столицах) имена (Ленинград, Стас Барецкий, 2H Company), так и малоизвестные пока проекты: Леха Никонов, Самое Большое Простое Число, Чикис, Г. Однако уровень популярности коллаборатора не имеет на этом альбоме никакого серьезного значения, точнее сказать, никак не отражается на его концепции. У каждого участника есть своя область, в которой он себя выражает, – Зайцев с Барамией в нее не вмешиваются, а в ответ получают абсолютное доверие к тому, что делают сами.
В мэссидже каждого участника сборника есть своя правда и своя дикость. Самое Большое Простое Число дик в своей запредельной нежности, Леха Никонов – совсем другой, он – поэт-революционер, он Есенин-Маяковский нашего времени, выходит на сцену с встопорщенными волосами, в ботинках на платформе и выплескивает свои вирши, и в каждой его фразе – глубина и бездна. Он дикий даже на уровне своих фонем – не только в текстах, это само собой, - но и на уровне произношения, ведь он не читает и не поет – а именно выкрикивает, выплескивает, оглушает. Точно также стихи Стаса Барецкого совершенно неожиданным образом напоминают стихи Агнии Барто. Только с матом. Они такие же добрые по сути, открытые, беззащитные и обескураживающие. Как считают ЁИ, это более точное наблюдение, чем расхожее мнение о нем.
ДИКИЕ лица: история обретения друг друга
Александр Зайцев: «Стасу Барецкому рассказали про нас - вот есть, мол, группа электронная, он думал, что будет «бумс-бумс - ремикс танцевальный готов». А в итоге говорит, что это – «странно, непривычно, непонятно, но… зацепило». Нас его тексты зацепили, а его – то, что мы с этими текстами сделали».
ЁИ знакомятся со Шнуром и абсолютно с полуслова начинают понимать друг друга. Не было никакой попытки стать более «модным» с его стороны, как и со стороны ЁИ сделать что-либо за счет его славы, но был проявлен взаимный интерес, и результат всех устроил.
Илья Барамия: «Сергей предложил нам сделать ремикс на «Ленинград». Мы согласились, но пытались объяснить, что у нас радикальный подход к ремиксам, также сообщили, что многие потом боятся их издавать. Он заверил нас, что не испугается. Мы начали работать и стало понятно, что просто делать ремикс не интересно, мы сделали что-то совсем другое, неважно как это называется. Потом, когда мы вместе прослушивали результат, он сказал "Заебись. Издавайте". Нашли понимание там, где совсем не ждали».
Александр Зайцев: «Для нас вообще едва ли не главным в работе с другими людьми является их свобода в проявлении интимного, способность не испугаться и сказать всем о чем-то глубоко личном. Это можно сказать и о Стасе Барецком, и о Сергее Шнурове, Кирилле Иванове или Лёхе Никонове».
ЁИ никогда особенно не любили панков и не слушали ПТВП (Последние Танки в Париже), но регулярно пересекались с ними на концертах, и в итоге не смогли не заметить, что личность лидера ПТВП Лехи Никонова очень интересна для них, близка идейно и эстетически. Знакомство произошло на одном из фестивалей, куда Саша и Илья были приглашены группой «Психея» в составе 2H Company. Затем они записали себе пару альбомов ПТВП, и, составляя сборник «Запрещенная эстрада», наткнулись на песню "Интро (хватит пиздеть)". Решили включить ее в сборник, так как, по выражению Ильи, «это было именно то, что хотелось сказать многим людям». Потом Леха выступил на презентации сборника, читал стихи, именно там и родилась идея выступить совместно: ЁИ + Никонов.
Зайцев: «Лёшу многие воспринимают очень одномерно, как человека, который «против» и который «нарывается». Это слишком скучно для человека, который говорит на трех языках, любит Пруста и французскую поэзию. Думаю, его больше интересует вечность, но он живет в России, ездит по стране, и не может не замечать того, что происходит, и не говорить об этом. Мы рады, что можем работать с таким потрясающим автором».
Чикис – это группа из Приморска, что под Питером, рядом с Выборгом. Группа состоит из трех человек: гитара, барабаны и клавиши. Галя Чикис пишет песни и поет.
Илья Барамия: «Нам принесли огромное количество их записей жуткого качества, но это были очень хорошие песни. Мы попытались сделать одну из них так, чтобы она звучала как можно более чисто и легко, хотя получилось не совсем то, чего желали».
Александр Зайцев: «Галя пишет отличные песни, и мы хотели бы, чтобы их услышали. Поэтому мы сделали с ней одну вещь для нашего альбома, пока группа «Чикис» работает над своим материалом».
Кирилл Иванов («Самое Большое Простое Число» или «230,402,457-1», как и значится в трек-листе) работает на питерском телевидении и приносит ЁИ совершенно безумные записи.
Илья Барамия: «Это смесь нойза с очень интересными стихами. Долго не могли дослушать до конца его демо в связи с его радикальным подходом к записи композиций. Но, погрузившись в это, мы неизбежно прониклись очарованием его стихов и музыки. Для своего альбома мы использовали два его стихотворения».
Александр Зайцев: «Мы пригласили Кирилла выступить с нами на фестивале «Нашествие» в рамках 2H Company. Каждый раз аудитория взрывалась аплодисментами, подолгу не отпуская его от микрофона».
Гоша Слугин («Г»)
Илья Барамия: «Это, скорее, клубный проект, призванный веселить публику на ночных танцевальных вечеринках. Особого участия мы в нем не принимаем, но записали музыку для пары его треков и сделали совместную композицию "Коммерция" для сборника "Запрещенная эстрада"».
Для всех электронных групп всегда остро стояла «проблема фронтмена». Они прибегали к самым различным средствам, чтобы ее решить, либо подчеркнуто от нее дистанцировались. Но у «Ёлочных игрушек» свой путь. Приобретя опыт выступлений как с фронтменами (Барецкий, Никонов, в составе 2H Company), так и без них, Илья с Сашей поняли, что это очень разные вещи.
Александр Зайцев: «Нас это очень волнует, мы хотим найти пути для людей, которые играют электронную музыку, чтобы контакт со слушателем, с аудиторией был. Не хочу сказать, что все получилось, но сейчас уже подходят после концерта люди и говорят: я пришел послушать электронику, IDM, но никогда не думал, что это так качать может, что это может быть с таким грувом. Как это дико не звучит, но в наше время целое является дикостью. Можно создавать бесконечное количество проектов – тут мы с ди-джеем, там с виолончелью, а здесь с рэпом, это нормально. Можно описать и классифицировать, но нам скучно в такой однородности. Мы хотим, чтобы наш альбом был целым куском жизни, со всеми ее противоречиями. Потому на «Диких Ёлочных игрушках» встречаются такие непохожие друг друга Миша Феничев и Сергей Шнуров, Стас Барецкий и Лёха Никонов, Галя Чикис и Кирилл Иванов».
ЁИ о треках альбома:
1. ЁИ – Оля-Моторчик
Саша: Один из тех треков, на которых пришло понимание, что если интересует энергетика и драйв - надо меньше внимания обращать на аранжировку и свести к минимуму студийное редактирование.
2. 2H Company – Мне нужны Враги
Саша: Мише Феничеву сейчас мучительно хочется позитива, не критики и голого анализа, а любви. Вот и появилась первая песня об этом, очень странная и необычно злая даже для Миши, но вектор задан.
3. ЁИ + Стас Барецкий – Кредит
Илья: История, действительно случившаяся со Стасом. Шнур уже успел спеть ее на своем альбоме, тут она представлена в оригинальной версии.
4. ЁИ - Тук Тик Так
Саша: Еще один наш трек – не IDM, не lounge, не «техно какое-нибудь там» как говорит лидер «Смысловых Галюцинаций», а нам нравится…
5. ЁИ + Лёха Никонов – Врубайся в Пруста
Саша: Тут мы использовали несколько стихотворений из Лёшиной книги «Техника Быстрого Письма» в очень неожиданном для автора порядке. Очень хотелось выразить зыбкость питерской весны, когда и холод, и солнце. Мартовское солнечное тепло мы каким-то образом поместили в звучание голоса, остальное Лёша рассказал сам. Один из самых любимых и важных для нас треков.
6. ЁИ + Чикис - Девочка с Земли
Илья: Это очень не похоже на то, как звучит эта песня в исполнении группы «Чикис». Мы до сих пор не уверены, что вышло удачно.
7. ЁИ + Самое Большое Простое Число – Снуп
Илья: Мне очень нравится то ощущение детства, которое всегда присутствует в стихах Кирилла. Для этой песни он написал очень запоминающуюся тревожную музыку, с которой хотелось быть максимально бережным.
8. ЁИ + Стас Барецкий – Мерин
Илья: Может быть, единственный трек, который передает атмосферу, царящую на концертах Стаса, когда он, закончив петь, но не успокоившись, решает сказать что-нибудь этакое «за жизнь». У самого Стаса с этой песней сложные отношения, он не часто ее поет, но зато когда поет – это что-то незабываемое. Текст песни имеет интересную историю: он написан Стасом в 17 лет, а спустя 16 лет Стас дописал припев, и мы сделали песню.
9. ЁИ + Г – Блондинка
Илья: Мы хотели, чтобы на альбоме обязательно был необязательный, по-хорошему бессмысленный трек, Гоша принес текст - и такая песня сразу же написалась.
10. ЁИ + Леха Никонов - Asido Есенин
Саша: Лёха недавно рассказал, что спорили в компании часа два, как можно назвать нашу музыку, так и не придумали. Про этот трек тоже сложно сказать, что это такое – без барабанов, но не ambient, шумит – но не noise, главное, что звук точно попал в нерв Лёшиного стихотворения.
11. ЁИ + Самое Большое Простое Число – Белое
Саша: Вообще-то, проект Кирилла Иванова правильно полностью называется «Самое Большое Известное Простое Число» (т.е. самое большое из известных чисел, которое делится только на единицу и самое себя) – что, конечно же, тоже дикость. Пока мы работали над альбомом, нашли новое самое большое простое число, и название в численном выражении поменялось. Кирилл этому очень рад: заработала концепция постоянно меняющегося названия.
12. ЁИ – Улей
Илья: Трек долго у нас лежал, пока не стало ясно: нравится – издавай и не думай о стиле.
13. ЁИ + ЛЕНИНГРАД - На Хуй Корни
Саша: Трек изначально существовал как просто наш, непонятный немного даже нам самим, но привлекательный в своем сумасшествии. Лэйблы отказывались его издавать. Мы попробовали использовать его как исходный материал для ремикса на одну прибалтийскую группу – им очень не понравилось. Затем мы использовали его в нашем проекте «Фабрика звезд», поместив в него сэмплы очень известного поп-хита. Не то. Потом вышел альбом «Хлеб» группы «Ленинград», мы услышали песню «На хуй рок-н-ролл» и поняли, что нам нужно. Сергей согласился, не задумываясь. Я сэмплировал «Ленинград» прямо с альбома, работалось весело, и песня, наконец, обрела свое завершение. Концептуально, для нас это, пожалуй, самый важный трек на альбоме – самый неформатный и странный, где мессидж сформулирован предельно ясно и музыкально, и словами.
ВАМ НЕ НУЖНО ЗАБОТИТЬСЯ О ТОМ, ПОДХОДЯТ ЛИ ВАМ «ЁЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ» ПО ФОРМАТУ. ВАМ СЛЕДУЕТ ЗАПОМНИТЬ НЕЧТО ПРОСТОЕ И КРАТКОЕ: «НЕПОНЯТНО? НО ЦЕПЛЯЕТ!!»