Издатель:
Снегири / Легкие
Дата выхода:
Май 2002
Количество треков:
15
Номер в каталоге:
LG-19 2
"До выхода пластинки "Easy USSR", до последнего своего триумфа, который неизбежно последует, он не дожил совсем чуть-чуть. Но быть может, теперь, на невесомых его облаках, Вячеславу Мещерину тоже станет немножечко легче"
"Афиша"
"Когда читаешь пламенные фразы на страницах пожелтевших газет, в голове происходит переворот: нам уже лет десять кажется, что будущее – за электронной музыкой. Если бы все шло так, как обещали, рок давно бы умер, а электронные звуки впитывались всей страной с молоком. Только пока ни один электронщик не вышел на государственный уровень, а мы можем услышать государственную электронную музыку, написанную 40 лет назад, например, в одной из серий "Ну, погоди!"
"Птюч"
"Очень трогательная, безумно красивая музыка, по странному капризу судьбы спустя полвека после создания оказавшаяся максимально модным по звуку и очень востребованным продуктом"
"Коммерсантъ"
"Под термином "электронная музыка" давно понимается клубная дискотека. Электронная обработка звука в данном случае – цель. За отсутствием свежих мелодий новизна достигается экспериментами со звуком. Для Мещерина звук был только средством. Мелодий в его распоряжении было достаточно"
"Время Новостей"
"...звук, на фоне которого разговоры о русском роке как о символе местного музпрогресса кажутся просто детским лепетом. Самое интересное, что в 2001 году эти гостелерадиофондные ископаемые ничуть не кажутся наивными, а уж перепутать с чем-либо звучание самопальных ламповых синтезаторов просто невозможно"
"Московский Комсомолец"
"...иметь этот альбом в своей фонотеке, видимо, станет признаком хорошего тона"
"Комсомольская Правда"
"Это очередная страница нашей истории, которую каждый должен открыть для себя сам и удивиться, насколько же близка эта музыка была...И может быть, его [альбома] выход станет той вехой, которая все-таки заставит всех нас вспомнить, сколько же хорошей и интересной музыки было сделано за те семьдесят лет, что мы жили в СССР"
"Россiя"
"Сейчас эта музыка уже не напоминает звон небесных сфер. Но зато теперь очень хорошо видно, что и откуда растет у лаунжа и easy listening’a"
"Эхо планеты"
"Я очень рад, что наконец-то нашлись в нашей стране энтузиасты, "раскопавшие" этого самородка, нашедшие его записи в Гостелерадиофонде и сделавшие их доступными для широкой отечественной публики... Люди со вкусом, с понятием, конечно же, поставят Ансамбль электромузыкальных инструментов под управлением Вячеслава Мещерина на первое место в своих хит-парадах"
А.К. Троицкий
ЛЕГКИЙ НАБРОСОК ЭПОХИ
Ансамбль электромузыкальных инструментов под управлением Вячеслава Мещерина возник при Музыкальной редакции Всесоюзного Радиовещания в 1957 году. Коллектив назвали экспериментальным.
Мещерин (1923-1995) прошел всю войну, потом окончил историко-теоретический факультет Гнесинского института и работал в отделе музыки народов СССР на Всесоюзном Радио. Специалиста по народной музыке привлекали возможности редких этнических инструментов. Но как связать кантеле с флуером или дудук с кушнаем? Соединить их тембральные, акустические характеристики в новой форме, расширить звуковую палитру – чтобы реализовать этот смелый замысел, Вячеслав Мещерин с единомышленниками: инженерами и конструкторами - начали работу над новыми инструментами. Убедить солидных конструкторов акустической лаборатории в том, что все это всерьез, оказалось не так-то просто. Но энтузиазм Мещерина взял свое. Так в единственном экземпляре родились камертонное пианино, электронный гармониум, экводин-один. Их прообразами стали западные электрофортепиано и электроорган Hammond, обнаруженные Мещериным в Доме Звукозаписи.
В 1958 году "в целях создания необходимых условий, обеспечивающих возможность осуществления экспериментальных работ по использованию электромузыкальных инструментов в радио- и телепередачах, а также магнитофонных записях" коллектив легализовали. Правда, за слишком бурную, по мнению начальства, инициативу, Мещерина чуть не уволили с работы и не отправили под суд – приказ "о возложении обязанностей художественного руководителя ансамбля" пришел задним числом, в последний день...
"Такому оркестру, - уверял Мещерин, - все будет под силу: и развлекательная, и легкая музыка, и симфоническая, и классика". Критика в печати не заставила себя ждать – но Мещерин не был одинок: в разное время его поддерживали Шостакович и Кабалевский, Пахмутова и Лядова...
Мещеринский ансамбль создавал и использовал собственно электронные (одноголосые и многоголосые) инструменты, ставил адаптеры на баяны, скрипки, гитары, арфу, фортепиано... Мещеринцы сами разработали ревербератор, которого не было в СССР. Сами расписывали партитуры.
"Сами". Самое важное слово в истории мещеринского ансамбля.
С ансамблем сотрудничали десятки музыкантов, среди которых - Марк Рубин (электроарфа), Карина Лисициан (клавиалина), Жанетта Мирзаханова (электроорган), Николай Степанов (гавайская гитара), Константин Ковальский и Лидия Кавина (терменвокс). Вокальные партии записывали и исполняли на концертах в разные годы солисты Большого Театра, Павел Лисициан и его дочери, Лев Миров и Марк Новицкий, Ольга Аросева, Вера Васильева, Владимир Трошин, Леонид Марков, Гелена Великанова, Лев Лещенко...
Если создателя терменвокса Льва Термена Ленин приглашал в Кремль, то за Мещериным с Лубянки прислали машину. Без предупреждения и к испугу жены – оттепель оттепелью, а шутить в стране не любили. Выяснилось: есть особое поручение партии и правительства. Мещерин с помощью своих уникальных инструментов должен записать "Интернационал" для советского спутника. Поручение было выполнено.
В 1961 году по мотивам эстонских песен ансамбль записал композицию "На колхозной птицеферме". Название явно не переводили с эстонского, но мультфильм "Ну, погоди!" про волка, попавшего в курятник, озвученный этим треком, до сих пор смотрят дети разных стран – вне зависимости от госприверженности коллективному хозяйствованию.
...Но усилия энтузиастов за железным занавесом оставались каплей в море по сравнению с развитием электромузыкальных инструментов на Западе. В 1964 году Мещерин добился создания специальной лаборатории при военном заводе радиоэлектронных приборов в Муроме и принял самое активное участие в работе над созданием первого серийного образца. В 1965 с конвейера сошел первый электроорган "Юность" - достойный конкурент немецкой "Йонике", чуть позже появилась одноголосая "Аэлита".
С течением времени (а коллектив просуществовал до 1990 года, успев озвучить сотни (!) радио- и телепрограмм, спектаклей, фильмов, мультфильмов...) в репертуаре ансамбля сосуществовали Шуберт и Паулс, Скрябин и Пахмутова, "Воздушная кукуруза" Герхона и "Красная гвоздика" Островского... Парадоксально, что несмотря на все смены руководства ЦТ и ВР, ансамбль Мещерина никогда, даже при Лапине, о крутом нраве которого до сих пор ходят легенды, не терял благосклонного отношения телерадиоруководства. Годы борьбы за право электронной музыки на существование шли в зачет...
...Это было в другую эпоху, в другой стране. Но музыка – кардиограмма этой эпохи, скрупулезно запечатлевшая ее надежды и достижения, устремления и мечты – жива и сегодня и, мы надеемся, будет жить еще долго. Не случайно в пластинку вошли преимущественно легкие композиции. В этих диковинных звуках – портрет поколения мечтателей и упрямцев, первопроходцев и первооткрывателей. В то время, как западный еasy listening приспосабливался к рынку, советский рос в недрах Союза композиторов. Но он существовал, был весьма популярен (о чем свидетельствуют многочисленные источники) и ничуть не утратил своей актуальности сегодня, когда легкая музыка вернулась в Россию.
ВТОРОЙ ТОМ МЕЩЕРИНА. 70-Е И 80-Е.
Год назад на ЛЕГКИХ вышел первый альбом Ансамбля электромузыкальных инструментов под управлением В. Мещерина. "Easy USSR". Тогда сборник формировался просто по интересным названиям: "В архиве "Гостелерадиофонда" такая система, - рассказывает Олег НЕСТЕРОВ, - сначала ты оказываешься в картотеке, где на карточках есть только год, название произведения и композитор. По этим формулярам нужно оформлять заявку, по которой в течение нескольких дней тебе подбирают нужные треки и только после этого пускают в хранилище. В первый раз мы руководствовались только интуицией, выискивая необычные и веселые названия".
В этом году работа велась совсем по-иному. На этот раз была возможность более серьезно подойти к отбору музыкального материала. Сборник "Easy USSR, part II" отбирали не по названиям, а по музыке. Можно сказать, что сегодня главные специалисты по творчеству Мещерина в нашей стране теперь находятся на ЛЕГКИХ. Всю зиму представители лейбла "шерстили" архивы, переслушав абсолютно все композиции ансамбля электромузыкальных инструментов п/у Мещерина. По словам Олега НЕСТЕРОВА, отбор был, как в институт МГИМО: "Мы прослушали около 700 композиций, из них в сборник вошло меньше 20".
В первом сборнике на ЛЕГКИХ старались подобрать ранние произведения с общим звучанием 60х: польки, юморески, руководствуясь прошлогодними вкусами на 60-е. За год музыкальные тенденции несколько изменились. "Вообще, все сейчас пронизано - и мода, и музыка, тоской по тем временам, а самое острие сейчас стоит на грани конца 70-х - начала 80-х – "Олимпиада-80" и так далее. Когда-то этим всем насладились и насытились, успели полюбить и возненавидеть. А теперь Мещерин вновь открывает дверь в комнату, в которую не заходили лет 20-25, в который раз превращая "гадкого утенка" в "белого лебедя".