Издатель:
Снегири
Дата выхода:
Март 2007
Количество треков:
8
Номер в каталоге:
СНГ 029-2
iTunes
Google Play
Яндекс.Музыка
Deezer
В современном мире принято делать музыку, стараясь, чтобы она не раздражала и не отвлекала слушателя, органично вписывалась в радиоэфир, сопровождающий нас в офисе или маршрутке. В таком случае, проект 2H COMPANY существует вне времени: их долгожданный второй альбом «Искусство ухода за АК-47», следующий за потрясшим отечественных меломанов диском «Психохирурги», следует слушать вдумчиво. Придется ловить каждое слово, вылетающее с автоматной скоростью из уст Михаила Феничева, чтобы понять это исследование о желании человека материализовать духовные субстанции и немедленно поглотить, пожрать обретенное. Придется внимательно слушать музыку, в которой появились выраженные мелодии и усложненные ритмические рисунки. И тогда наступит дзен – вневременное состояние, в котором не волнуют ни добро, ни зло (категории, равнозначно присутствующие на альбоме), и удастся постичь окружающую действительность.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Михаил Феничев
Дипломированный специалист по вентиляции и газотеплоснабжению, бывший продавец компакт-дисков и сотрудник мебельной фабрики, начитанный человек, который в середине 90-х решил заняться хип-хопом. За короткое время быстро убедился в том, что не видит себя частью тогдашней рэп-тусовки, и разочаровался в движении, продолжая писать песни «в стол». Знакомство с «Ёлочными Игрушками» в 1999 году вернуло Михаила в тонус и сделало большим авторитетом в мире речитатива.
Илья Барамия
Строитель по образованию, выбравший несколько другое занятие по окончании института и посвятивший себя архитектуре музыкальной. Обмениваясь записями с другими меломанами, Барамия познакомился с Александром Зайцевым и всерьез увлекся самостоятельным творчеством, став половиной проекта «Ёлочные Игрушки».
Александр Зайцев
Меломан, ездивший в школьные годы из родного Казахстана на лето в Москву, чтобы пополнить свою музыкальную коллекцию. Должен был написать диссертацию по вопросам процессов управления, но познакомился в общежитии университета с Ильей Барамией, начал делать с ним музыку в рамках «Ёлочных Игрушек» и стал получать столько приглашений в Европу, что на управление времени не оставалось.
А ТАКЖЕ
Михаил Ильин
Ранее постоянный участник 2H COMPANY, теперь занятый другими проектами, Ильин, по старой дружбе, принял участие в записи треков «Рэп больше не кал», «Полоски», «Культиватор». В деятельности группы участия отныне не принимает.
Кирилл Иванов (Самое Большое Простое Число)
Телевизионщик днем и безумный MC ночью, Иванов стал одним из главных открытий альбома коллабораций «Дикие Ёлочные Игрушки» и частенько выступает вместе с 2H COMPANY, прочитав несколько строк на треках «Рэп больше не кал» и «Филипп Дик».
В ПРЕДЫДУЩИХ СЕРИЯХ «2H COMPANY»
История 2H COMPANY начинается в тот момент, когда заканчивается история рэп-дуэта «Провинция», первого проекта Феничева и Ильина, снискавшего некое признание в Петербурге. Устав от однообразия хип-хоп тусовки, Михаилы концентрируются на студийной работе. В 1999 году их трек попадает в руки «Ёлочных Игрушек», которым в то время как раз нужно было записать что-то с вокалом для сборника электронной музыки. Композиция «Prov» стала первой песней нового образования, названного «Компанией любителей хип-хопа», сокращенно 2H COMPANY. Однако, «Игрушкам» предстояла работа над другими проектами, а Михаилам нужно было написать больше текстов, и объединение приступило к записи новых песен только в 2002 году. Задачу четко сформулировал Зайцев, который хотел придти в гипотетическое питейно-питательное заведение Москвы и услышать там новую русскую музыку, нестыдную и качественную. Если чего-то хочешь, сделай это сам – сейчас, в 2007 году, можно сказать, что своего Александр добился, но не будем забегать вперед. Отказавшись от попыток мимикрировать под западных MC, отбросив все каноны читки, Зайцев и Барамия вместе с Мишами старались добиться энергичного звучания от своих синтезаторов и компьютеров. Изданный в 2004 г. на питерском лейбле CHEBUREC альбом «Психохирурги» оказался крупным событием для всех любителей неглупой нестандартной музыки («Звуки.РУ», например, назвали группу открытием года, «Подвижники умной электронной музыки IDM - Александр Зайцев и Илья Барамия из EU - острее прочих чувствуют происходящее; в пору, когда интеллектуальная электроника переживает не лучшие времена, они сделали рискованный ход в сторону и выиграли: 2Н COMPANY в Москве уже боятся приглашать в залы на 200 мест - народ не влезает", - писал журнал "Афиша"). Но это было лишь началом. В 2005 г., после того, как пластинку переиздали «Снегири», начавшие работу с группой, 2H COMPANY стали настоящей бомбой:
«Действует сильно» GQ
«Новая форма речтитатива, где акцентируется не ритм чтения текста, а его смысл» TimeOut Москва
«Постъядерная бардовская песня на переплетении хип-хопа с IDM — наш ответ лейблу Anticon» Афиша
«В своем Питере парни скрестили MF Doom c Authecre, а все вместе – с говорящей мумией Велимира Хлебникова» Rolling Stone
Аншлаговые концерты, раздерганные на цитаты песни и статус кунштюка, который необходимо послушать всем – 2H Company бешеными темпами набирали обороты, увеличивая армию приверженцев своего творчества. Параллельно «Елочные Игрушки» развивали тему альтернативного хип-хопа – нашли Стаса Барецкого и собрали бригаду чтецов-единомышленников на альбоме-сборнике «Дикие Елочные Игрушки», куда включили и трек 2H COMPANY- «Враги». Острая и дерзкая пластинка, названная журналом «Афиша» лучшим отечественным альбомом 2006 года, сделала Зайцева и Барамию объектами самого пристального внимания музыкальной общественности, еще раз показала, что «Ёлочные игрушки» всегда на острие времени и умеют удивлять.
«Связавшись с мятежными поэтами-маргиналами, «ЕИ» не прогадали – из средней руки звезд европейской электроники они превратились в культурное явление, не вписывающееся ни в какие классификации» Салон Audio/Video
«Игрушки» умудрились собрать вокруг себя всех тех, кто когда-то именовался «подающей надежды молодежью» - наглых и талантливых» Rolling Stone
Участие в сборнике принесло свои плоды – общение с коллегами-поэтами благотворно повлияло на МС Михаила Феничева, считает Александр Зайцев: «Миша не просто участвовал в проекте наряду с Галей Чикис, Стасом или Лёхой Никоновым. Он часто бывал на их концертах, нередко с ними и сам выступал, много общался. Я видел, как у него менялось отношение к собственным текстам, их написанию, к тем новым аранжировкам, которые мы ему предлагали. Если сначала «Дикие» были для Миши проектом, где почти нет рэпа, то постепенно они стали для него альбомом, где много всего разного и интересного, и он сам стал более открытым к новым формам». Главным приобретением для 2H COMPANY в результате стал Кирилл Иванов, скрывающийся под псевдонимом «Самое Большое Простое Число», записавший на «Диких» трогательные треки «Снуп» и «Белое». Безумная скоростная читка Иванова подошла «любителям хип-хопа» и они стали все чаще звать его на свои концерты, в том числе и на рискованное, но удачное выступление на фестивале «Нашествие-2006». Кирилл Иванов поучаствовал и в записи альбома «Искусство ухода за АК-47».
«ИСКУССТВО УХОДА ЗА АК-47»
Музыкально большая часть альбома рождалась прямо на сцене, во время исполнения. Песни жили какой-то своей жизнью, а потом, при записи ЁИ сознательно отказывались от использования специальных студийных и компьютерных эффектов. «Искусство ухода за АК-47» рождался в муках три года. Был момент, когда ЁИ хотели чуть ли не все песни с будущего альбома вообще выбросить – настолько заиграли, заслушали их на концертах, что они стали казаться неинтересными. Хотелось написать совсем новый альбом, свежий, с нуля. Но потом подумали, поняли, что именно в треках нужно изменить, а обложка, нарисованная постоянным художником ЁИ и Со - Пашей Шевченко - подсказала, как именно можно их освежить.
Александр Зайцев: «В каком-то смысле Паша стал третьим, невидимым участником группы, человеком, который помогает нам постоянно смещать точку сборки. Обычно, он первый, кто прослушивает весь демо-материал, а потом долго что-то рисует, клеит и рвет. В итоге мы получаем образы, которые помогают нам оценить некоторые важные вещи, сделанные нами, - те, что мы никогда не смогли бы ощутить изнутри. Эти обложки предельно взаимосвязаны с музыкой и текстами».
Шевченко решил проиллюстрировать последнюю песню с альбома, и музыканты согласились, что «Искусство ухода за АК-47» станет довольно сильным названием для пластинки. «Мы очень доверяем Паше, который оформляет все наши релизы уже три года, - рассказывает Илья Барамия. - Он осуществляет взаимосвязь внутреннего наполнения альбома с его внешней визуальной составляющей - и она яркая, ясная и лишнего ничего там точно нет. Появление обложки собрало воедино какие-то идеи вокруг альбома».
Итак, снаружи «Искусства ухода за АК-47» - забрившийся в ноль Будда, с любовью держащий в руках оружие победы, восседающий в дзенском каллиграфическом круге самоконтроля, а внутри - ничего лишнего (тот же круг самоконтроля), предельная осознанность и отточенность каждой вещи, просто и эффективно, как автомат Калашникова. Именно этого и хотели добиться ЁИ на новом альбоме – сделать его легким и прозрачным, убрать все то, что засоряет внимание и не помогает раскрытию идей текста и музыки, отказаться от искажающих голос МС обработок, тем более что количество слов на такт увеличилось, и, как следствие, ускорилось повествование.
Александр Зайцев: «Сейчас мы сознательно уменьшаем наше присутствие, т.к. считаем, что проговариваются важные вещи, которым необходимо быть услышанными. Мы специально убрали из альбома инструментальные пьесы, чтобы акцентировать внимание на Мише, его текстах, хотя первоначально одной из идей было сделать этот альбом чуть ли не наполовину инструментальным».
На метод записи нового альбома 2Н Company сильно повлиял опыт работы ЁИ над совместным проектом с Барецким. Именно на альбоме «Электронщина» Зайцев и Барамия вернулись к той технике записи, которую использовали еще до 1999 года - когда мощности компьютеров не позволяли им сводить все в цифровом виде и они настраивали аппаратуру и сводили все вживую. «На «Электронщине» мы увидели преимущество этого метода – больше концентрируешься на музыке, а не на возможностях компьютера, - рассказывает Илья Барамия. - Мы практически отказались от использования «плагинов». Ну и, конечно, повлияла вся хорошая музыка, что мы слышали за этот период, и хорошие книги, которые прочитали за это время, и хорошие люди, с которыми подружились». Михаил Феничев открыл для себя инди-рок (Modest Mouse, Anthony & The Johnsons, Animal Collective), следил за литературой (один из его любимых писателей, Владимир Сорокин, наконец, стал героем песни) и черпал вдохновение в новостях (песня «Полоски» написана по мотивам захвата офиса в Германии, когда душевнобольной террорист попытался протестовать против продажи широкоэкранных телевизоров, но ошибся комнатой, взял в заложники не тех, кого хотел, и покончил с собой). Саша и Илья работали над другими поэтическими проектами, варьируя методы записи и фиксируя концертный опыт, так важный теперь для группы.
«Новый альбом 2н Company записан дома, в спальне, на коленках буквально. На старом, еле дышащем и плохо работающем оборудовании, вышедшем из моды еще в самом начале 90-х. Мы были очень ограничены в возможностях и вдруг выяснили, что чем меньше у тебя всего есть, тем интереснее, тем больше ты начинаешь изобретать и открывать нового, - говорит Зайцев. - Как и в случае с «Психохирургами», мы в первую очередь хотели сделать то, чего еще не было. Именно поэтому новый альбом не похож на старый. Не было смысла писать «Психохирурги-2», и я очень рад, что мы смогли это сделать. Тексты Миши стали сложнее и адекватнее тем реалиям, которые он описывает. Нужна определенная дисциплина восприятия, чтобы их услышать и воспринять. Отсюда название. Если первый альбом был шоком, в том числе и для нас самих, то новый альбом, он другой - это эзотерическая практика восприятия России нулевых и ближайшего будущего: искусство ухода за АК-47»
«Дисциплина восприятия», о которой говорит Зайцев, традиционна для 2H COMPANY – их скороговорки невозможно слушать «вполуха», иначе попросту ничего не поймешь, хотя в текстах нет ни одного лишнего слова. MC Михаил Феничев постоянно работает над собой. Как результат - его техника исполнения заметно выросла.
Михаил Феничев: «Скороговорка - это, отчасти, необходимость: много слов, а времени мало. А кратко выражать смысл я, к сожалению, еще не научился, и нет ничего хорошего, если эта скороговорка может опережать сознание. Я пишу тексты, в которых придерживаюсь смысла, который хочу донести. Я не умею доносить смысл иным способом, поэтому, когда слова текста не улавливаются, то смысл текста разрушается. Я боюсь переборщить со скороговорением, хотя думаю, что местами переборщил».
Александр Зайцев: «ЁИ знают, что Миша ДУМАЕТ на эту тему постоянно. И как результат, новая песня "Дзэн и искусство ухода за Ак-47" воспринимается и с первого прослушивания. Как дальше будет - посмотрим».
2H COMPANY о треках альбома:
1. Рэп больше не кал
Саша: «Тот случай, когда наша музыка дала Мише импульс для написания трека. Услышав нашу композицию «Control», он сказал, что под нее можно читать как-то совсем по-другому, совсем другой рэп, и спустя некоторое время принес нам текст».
2. Адекватно
Илья: «Мне кажется, наиболее легкий для восприятия трэк. Самый короткий, я бы его хитом назвал»
3. Сорокин-Tirp
Илья: «Мне больше всего нравится на данный момент эта вещь».
Саша: «Эта песня задумывалась, несомненно, как развитие некоторых текстов Сорокина («Голубое сало», «Dostoevsky-trip»), но, по мере написания, текст довольно сильно ушел в сторону, и Миша одно время даже думал о том, что не стоит оставлять такое название. Но мы с Ильей настояли, т.к. оно может послужить ключом к пониманию происходящего в тексте, и потому что референция к Сорокину очень важна для нас. Я вот недавно понял, что альбом «Дикие ЁИ» выстроен по Сорокину»
4. Филипп Дик
Саша: «Дик, несомненно, также один из наших любимых авторов, но не стоит искать связь с экранизацией «Помутнения» - фильм вышел примерно через год-полтора после написания песни. В сюжете песни я вижу скорее отсыл к другому замечательному фильму - «Отель Новая Роза» Феррары. Он снят по рассказу еще одного важного автора - Уильяма Гибсона».
5. Полоски
Миша Феничев: «Поступок человека, имя которого я так и не выяснил, стал явным толчком к написанию текста - меня просто ошарашили требования того террориста, который захватил башню «Рембрандта». Они были нелепы в своей узконаправленности и одновременно выражали четкое и конкретное мнение отдельного человека относительно попытки изменения уклада его эстетического восприятия кинематографа. А ведь кинематограф не является реальностью. Так что, с одной стороны, его поступок - попытка удара по глобализации, а с другой, выходит, что из-за какой-то «виртуалочки» жизнь потерял. Такое событие могло произойти только в наши времена. И большой трагизм в том, что он даже не тот офис захватил. Мне очень жаль, что он погиб».
6. Жир земли
Саша: «Предельно ироничная, конечно же, аллюзия на альбом Prodigy «The Fat Of The Land». Всем, кому он понравился, Миша советует почитать следующие книги: Нил Гейман «Американские Боги», Тибор Фишер «Философы с большой дороги», Умберто Эко «Маятник Фуко».
7. Культиватор
Саша: «Я думаю, в этой песне Миша позволил себе чистое удовольствие просто перечислять имена своих любимых групп и исполнителей. Илья слушает их в меньшей мере, я - если только случайно. Исключение - это ставший писателем Петр Ильич (которого как раз Миша не слушает) и Том Йорк».
8. Дзэн и искусство ухода за АК-47
Саша: «Это была первая песня, которую мы записали, решив отказаться от ранее написанного материала, и она как-то высветила то, что было в других, стала импульсом для работы. Ее название - аллюзия на еще одну культовую для нас книгу - «Дзэн и искусство ухода за мотоциклом» Роберта Пирсига».